Понятие и значение ускоренного производства

 

Ускоренное или упрощенное судопроизводство не является чем-то новым в деятельности правоохранительных органов и суда. В мировой практике это хорошо апробированный уголовно-процессуальный институт, применяемый в той или иной форме во многих зарубежных государствах. Так, например, в странах с англосаксонской системой права (Великобритания, США) существует так называемое суммарное (упрощенное) производство по делам о преступлениях, не представляющих существенной опасности. Рассмотрение таких дел осуществляют суды низового уровня. Часто это происходит сразу же после задержания полицией лица, совершившего преступление, и доставления его к судье для решения вопроса о мере пресечения. Судья, сделав вы­вод, что дело может быть рассмотрено в порядке суммарного произ­водства, вправе начать выполнение процессуальных действий с соблю­дением указанной процедуры. При этом он обязан разъяснить гражда­нину сущность обвинения, возможную меру наказания и право иметь защитника. При согласии лица на разбирательство дела в суммарном порядке судья выясняет его отношение к совершенному деликту, и если гражданин признает себя виновным, то судья сразу же принимает решение о мере наказания, оно фиксируется в протоколе судебного заседания либо в журнале, который ведется секретарем. В отношении дел о преступлениях, за которые не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, предусмотрены еще более непритязательные процедуры. Поводами для разбирательства таких дел в суде являются полицейский протокол или предписание о явке к судье. При этом часто все производство в суде сводится лишь к уточнению фамилии и имени нарушителя и определению меры наказания, что по времени составляет несколько минут. Достаточно распространена и такая практика: лицу, совершившему преступление, в повестке о вызове в суд сообщают о той сумме штрафа, которой оно может быть подвергнуто в случае осуждения, вместо явки в суд обвиняемый по почте высылает эту сумму, и дело считается оконченным.

Странам континентальной системы права (Франция, Германия) также известна ускоренная форма производства. Согласно § 212 УПК ФРГ, ес­ли обстоятельства дела несложны и возможно немедленное вынесение приговора прокурор вправе возбудить ходатайство о рассмотрении дела в порядке ускоренного производства. Устно обвинение предъяв­ляется непосредственно в суде, срок вызова в который составляет 24 ч. Разбирательство дела возможно и в отсутствие гражданина, совершившего преступление. Разрешая дело в порядке ускоренного производства, судья может назначить наказание до одного года лишения свободы.

В Республике Беларусь осуществление ускоренного производства регламентируется гл. 47 УПК, структурно состоящей из восьми статей. Вместе с тем закон не содержит понятия данного процессуального ин­ститута. В юридической литературе его правовая природа (предшествовавшая ему протокольная форма) определяется по-разному. Ряд ис­следователей утверждают, что это сугубо административная деятель­ность, не способная обеспечить соблюдение правовых гарантий; другие относят ее к проверке заявлений и сообщений о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела; по мнению третьих, данная форма уголовного процесса является ускоренным дознанием. Наиболее же предпочтительной представляется позиция авторов, полагаю­щих, что ускоренное производство выступает как самостоятельная форма досудебного исследования обстоятельств совершенного преступления. К такому выводу приводит редакция п. 4 ст. 6 УПК, отделившего ускоренное производство от производства со дня поступления заявления, сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. Тем самым законодатель признает ускоренное производство в качестве самостоятельной формы досудеб­ного производства. Вместе с тем следует иметь в виду, что уголовно-процессуальный институт ускоренного производства охватывает не только досудебный этап, но и особый, упрощенный порядок рассмотрения уголовного дела в суде в тех случаях, когда оно проводится без участия государственного обвинителя.

Ускоренное производство следует отличать от административной деятельности правоохранительных органов, стадии возбуждения уголовного дела и предварительного следствия.

С административной деятельностью правоохранительных органов и стадией возбуждения уголовного дела ускоренное производство связывают одинаковые способы установления обстоятельств правонарушения: получение объяснений, истребование предметов и документов и т.д. Однако существуют и принципиальные отличия. Ускоренное производство ­получает свою практическую реализацию как следствие имевшего место преступного деяния, а не административного проступка. При этом деятельность органов уголовного преследования в рамках ускоренного производства урегулирована нормами уголовно-процессуального, а не административного закона, поэтому она не может носить административный характер, а является уголовно-процессуальной.

Предварительная проверка на стадии возбуждения уголовного дела осуществляется, как правило, в тех случаях, когда есть сомнения в на­личии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Решение же о проведении ускоренного производства, наоборот, принимается при очевидности факта преступления. Кроме того, характерной особенностью, отличающей ускоренное производство от проверки заявления, сообщения о преступлении, проводимой в порядке ст. 173 УПК, является то, что для начала ускоренного производства необходимо не только появление повода, но и обязательное наличие оснований и условий, перечисленных в ч. 1 ст. 452 УПК. Наконец, задача проверки заявления, сообщения о преступлении состоит в определении законности повода и наличия либо отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела. Задачи ускоренного производства на аналогичном этапе гораздо шире: здесь нужно установить все фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела в судебном заседании.

Ускоренное производство и предварительное следствие связывают единые внутренние задачи, вытекающие из общих задач уголовного процесса, содержащихся в ч. 1 ст. 7 УПК. Ускоренное производство, как и предварительное следствие, представляет собой законченный цикл процессуальных действий по выяснению обстоятельств совершенного преступления; его результаты имеют такую же юридическую силу, как и результаты предварительного следствия: на основании собранных доказательств суд рассматривает уголовное дело в полном объеме. Вместе с тем существенны различия ускоренного производства и предварительного следствия. Они касаются сроков, способов собирания и проверки доказательств, процессуального положения лиц, участвующих в предварительном следствии и ускоренном производстве, степе­ни процессуального принуждения. Наконец, ускоренное производство распространяется и на стадию судебного разбирательства, поскольку регламентирует его сокращенный порядок в случае, когда в нем не участвует государственный обвинитель. Сказанное не позволяет безо­говорочно считать ускоренное производство предварительным следст­вием и приводит к выводу, что это самостоятельная форма установле­ния обстоятельств совершенного преступления и принятия по нему законного, обоснованного, мотивированного и справедливого решения.

Таким образом, ускоренное производство - это особая форма уголовного процесса, предполагающая совокупность процессуальных дей­ствий и процессуальных решений, совершаемых и выносимых следователем, прокурором в сокращенные сроки по поводу преступлений, указанных в ст. 452 УПК, а также упрощенное рассмотрение уголовно­го дела в судебном заседании. Его содержание состоит в том, что в случаях, когда факт преступления очевиден, известно подозреваемое лицо, не отрицающее своей причастности к его совершению, следователь не позднее 10, а в случае необходимости не позднее 15 суток со дня по­ступления в орган предварительного следствия заявления или сообще­ния о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд выясняет обстоятельства преступления, истребует характеризующие сведения о личности лица, его совершившего, и другие материалы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде; возбуж­дает уголовное дело; привлекает лицо в качестве обвиняемого; оканчивает производство по уголовному делу по общим правилам и передает его прокурору для направления в суд, а суд в сокращенный срок и по упрощенным правилам рассматривает и разрешает уголовное дело по существу.

Специфика указанного производства заключается в упрощении и ускорении процессуального порядка установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, в уменьшении срока принятия решения прокурором и судьей по поступившему к ним уголовному делу, законченному в порядке ускоренного производства, а также в упрощении судеб­ной процедуры его рассмотрения в указанных законодателем случаях.

Уголовно-правовой основой существования ускоренного производ­ства служит прежде всего классификация преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Так, уголовно­-правовые нормы, давая единое понятие преступления, вместе с тем выделяют уголовно наказуемые деяния, не представляющие большой общественной опасности, и менее тяжкие (ст. 12 УК), исследование обстоятельств совершения которых часто не вызывает сложности. Это и предопределило законодательное закрепление сжатых сроков и упро­щение процессуальной процедуры производства по ряду преступлений отмеченных категорий путем изъятия некоторых элементов, состав­ляющих содержание досудебного и судебного производства.

Здесь целесообразно отметить, что дифференциация формы процесса в сторону упрощения есть неизбежное следствие существующей в любой системе тенденции к предельной оптимизации ее функционирования, стремление к достижению цели кратчайшим путем. Закрепляя возможность проведения ускоренного производства, законодатель преследует комплекс материально-правовых, процессуальных и организационно-экономических целей.

К материально-правовым относится цель усиления борьбы с перечисленными в ст. 452 УПК преступлениями, поскольку сокращение временного отрезка между совершением общественно опасного деяния и наступлением уголовной ответственности повышает предупреди­тельно-профилактическое значение уголовного закона.

Процессуальные цели характеризуются тем, что в ходе ускоренного производства достигается быстрота и эффективность выявления процессуальным путем фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела, что обеспечивает в конечном итоге решение задачи уголовного процесса по защите личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства посредством быстрого и полного установления обстоятельств совершенного преступления и изобличения виновных.

Организационно-экономические цели заключаются в стремлении законодателя разгрузить органы, ведущие уголовный процесс, сэкономить их время и силы посредством упрощения процессуальной процедуры досудебного и судебного производства по материалам и уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 452 УПК.

Изложенные цели обусловливают значение ускоренного производства, которое состоит прежде всего в создании оптимально эффективных условий для быстрого установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и привлечения виновных к уголов­ной ответственности, существенной экономии сил и средств органов предварительного следствия и суда как при установлении обстоятельств совершенного преступления, так и при рассмотрении уголовного дела в суде.

 








Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 642;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.