Основание проведения судебного следствия в сокращенном порядке
Белорусскому законодателю удалось избежать указанных проблем, предусмотрев в ст. 326 УПК проведение сокращенного судебного следствия в случае признания обвиняемым своей вины. Это позволяет утверждать, что в качестве основания для применения любой упрощенной процедуры фактически выступает описанный нами ранее критерий дифференциации уголовно-процессуальной формы – отсутствие материально-правового спора между сторонами. Данный критерий проявляется не только в том, что у стороны защиты нет возражений против предъявленного обвинения в совершении преступления, виновным в котором считается обвиняемый, а преимущественно в том, что сам обвиняемый признает свою вину в преступлении, обвинение в котором ему было предъявлено. Последнее и является основанием для применения сокращенного порядка судебного следствия.
Следует согласиться с авторами, которые признание обвиняемым своей вины трактуют не в уголовно-правовом, а в широком уголовно-процессуальном значении, т.е. как осознание лицом своей виновности в совершенном преступлении. Это подразумевает осознание, во-первых, фактической стороны общественно-опасного деяния, включая все элементы объективной и субъективной стороны состава преступления, и, во-вторых, его правовой квалификации. Вместе с тем некоторые ученые полагают, что юридическая оценка деяния не должна входить в предмет показаний обвиняемого, а достаточно осознания последним лишь фактической стороны обвинения.
Считаем, что для использования показаний обвиняемого в качестве основания для применения сокращенного порядка судебного следствия необходимо наличие не голого факта признания правильности предъявленного обвинения, а более или менее подробного сообщения о действиях, совершенных обвиняемым при определенных обстоятельствах. Из указанного сообщения обязательно должно следовать понимание обвиняемым того, что совершенное им деяние является общественно опасным, наказуемым и соответствует данной органами уголовного преследования правовой квалификации. В итоге получается, что признание вины предполагает согласие обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
Как известно, признание обвиняемым своей вины может быть полным, т. е. касаться всего объема предъявленного обвинения, или частичным. Так, признавая себя виновным в совершении преступления, обвиняемый может отрицать наличие обстоятельств, отягчающих ответственность (корыстные или хулиганские побуждения, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или группой лиц по предварительному сговору и др.). Обвиняемый может признавать свое участие в одних эпизодах и отрицать в других. Наконец, признаваясь в совершении определенного деяния, обвиняемый может оспаривать преступный характер содеянного или правильность его правовой квалификации. Учитывая изложенное, необходимо закрепить в законе, что применение сокращенного порядка судебного следствия возможно лишь при полном признании обвиняемым своей вины.
Для того, чтобы признание обвиняемым своей вины стало основанием проведения сокращенного судебного следствия, необходимо констатировать его добровольность. Это значит, что признание должно быть не вынужденным, а осознанным, являться результатом свободного волеизъявления обвиняемого. Оно может быть сделано как в результате явки обвиняемого с повинной, так и на основании собственной оценки последним собранных по делу доказательств, уличающих его в совершении преступления. Такое признание, по мнению Верховного Суда Республики Беларусь, вынужденным не является (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 сентября 2002 года № 6 «О некоторых вопросах применения уголовно-процессуального закона в суде первой инстанции»). Добровольным считается признание вины и тогда, когда члены семьи или родственники побуждают обвиняемого к принятию такого решения путем уговоров, советов. Однако, если эти действия перерастают в угрозу применения психического или физического насилия либо в реальное его применение со стороны близких или третьих лиц, в том числе сотрудников органов уголовного преследования, такое признание не может оцениваться как добровольное.
Суд при рассмотрении дела должен не только выяснить у обвиняемого, не является ли его признание вынужденным, но и удостовериться в отсутствии указанных выше обстоятельств. При этом следует убедиться в понимании обвиняемым смысла данного вопроса, для чего суду необходимо проявлять большую активность в судебном следствии. К сожалению, анализ уголовных дел показывает, что судьи иногда ограничиваются лишь вопросом о вынужденности признания, не утруждая себя его разъяснением и выяснением истинной воли обвиняемого. Указание же в протоколе судебного заседания на то, что показания даны добровольно или не являются вынужденными, без сравнения с материалами предварительного расследования, часто не позволяет сделать вывод об истинной позиции обвиняемого.
Таким образом, учитывая негативный опыт прошлого по переоценке показаний обвиняемого, можно утверждать, что простого признания обвиняемым своей вины недостаточно для применения сокращенного порядка судебного следствия. Полагаем, для констатации данного основания обвиняемый должен признать себя виновным в преступлении, обвинение в котором подтверждается собранными по делу доказательствами. Обязанность по установлению указанного основания следует возложить на суд, который должен проверить законность проведенных органами уголовного преследования действий по доказыванию обвинения и его обоснованность как с фактической, так и с юридической стороны.
Для выполнения указанной обязанности суду следует внимательно изучить материалы уголовного дела на стадии назначения и подготовки судебного разбирательства, а также принять активное участие в допросе обвиняемого в судебном заседании. При этом суд должен проверить соответствие действий и решений органов предварительного расследования требованиям материального и процессуального законодательства. Нарушение норм, регулирующих производство какого-либо следственного действия либо принятие какого-либо решения, свидетельствует о том, что данные процессуальные акты являются недопустимыми доказательствами или не имеют юридической силы. Соответственно, под законностью обвинения следует понимать точное исполнение органами уголовного преследования требований УК и УПК, регулирующих правила его формулирования и порядок предъявления.
Под обоснованностью привлечения лица в качестве обвиняемого обычно понимают соответствие выводов, положенных в основу постановления следователя, фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и доказательственной информации, имеющейся в нем. Таким образом, обоснованность обвинения – это соответствие выводов о фактических обстоятельствах совершенного преступления доказательствам, которые имеются в деле. Обоснованность предъявленного обвинения заключается в подтверждении его достаточным количеством доказательств, оценка которых исключает возникновение сомнений в виновности обвиняемого.
Исходя из требований ст. 326 УПК, судья может прийти к решению о применении сокращенного порядка судебного следствия только после совершения определенных действий: допроса обвиняемого, выяснения мнения сторон по поводу сделанного этим лицом признания и получения их согласия на сокращение процедуры судебного следствия. Однако в законе ничего не говорится о соответствующей оценке судом имеющихся в деле доказательств, полученных органами предварительного расследования. С учетом изложенного в качестве основания проведения сокращенного судебного следствия следует рассматривать полное и добровольное признание обвиняемым своей вины в совершении преступления, законность и обоснованность обвинения в котором подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.
Если обвиняемый, признав свою вину, заявил о непризнании или частичном признании гражданского иска, по мнению Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрение уголовного дела в сокращенном порядке не исключается. При этом представленные сторонами доказательства по гражданскому иску подлежат обязательному исследованию. Указанная позиция содержится в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2004 года № 8 «О практике рассмотрения судами гражданского иска в уголовном процессе».
Суд, устанавливая основания для применения сокращенного порядка судебного следствия, должен при допросе обвиняемого выяснять не только его отношение к предъявленному обвинению, но и к заявленному гражданскому иску.
Если обвиняемый полностью признает свою вину и размер исковых требований, то у суда не должно возникать сомнений в возможности проведения сокращенного судебного следствия. Если же обвиняемый, признавая свою вину, не согласен с размером гражданского иска, то суд должен выяснить, не влияет ли позиция обвиняемого на квалификацию преступления. Если изменение размера иска повлечет изменение уголовно-правовой оценки преступления, то это значит, что основание для применения сокращенного порядка судебного следствия отсутствует. Если же позиция обвиняемого по иску не затрагивает квалификацию преступления, то применение такого порядка судебного следствия допустимо.
Однако вероятным является вариант, когда обвиняемый, соглашаясь на возмещение имущественного вреда потерпевшему, обоснованно указывает на завышенность суммы компенсации морального вреда. Такое частичное согласие обвиняемого с заявленным иском не должно свидетельствовать об отрицании им своей вины и служить препятствием для сокращенного порядка судебного следствия.
Особо подчеркнем, что, согласно УПК, показания обвиняемого, признающего свою вину, приобретают решающее значение для изменения процедуры судопроизводства только в случае их получения в судебном разбирательстве. Причем показания этого лица, данные в стадии предварительного расследования, не имеют для суда преюдициальной силы.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 487;