Основные направления ранней помощи детям с серьезными нарушениями зрения.
Раннее начало.
Преодоление проблем развития детей с тяжелыми нарушениями зрения возможно при условии раннего начала квалифицированной помощи.
Заинтересованный взрослый, который обеспечит ребенку полный объем различной стимуляции, в том числе двигательной активности сможет предотвратить возможные трудности.
Работа специалистов службы ранней помощи с Ильей началась в возрасте 5 месяцев. Растерянность молодых родителей, отсутствие помощи привели к тому, что Илья уже отставал в развитии во всех областях и научился самостимуляции. Сильной стороной все-таки было то, что ребенок был совершенно здоров, узнавал маму и папу, прислушивался к их речи, улыбался. Его родители, осознав свою роль и будущие хорошие перспективы для своего ребенка, стали очень инициативными, при этом семья была полная, папа очень активно участвовал в процессе воспитания ребенка.
2. Овладение передвижением в пространстве и формирование понятия об основных движениях.
Двигательная активность слепого ребенка ниже, чем у нормально видящих детей. У него нет стимула к движению, ему незачем тянуть ручку или переворачиваться на бочок. Поэтому очень важно, чтобы родители постоянно создавали условия для совершения ребенком этих действий.
Физический терапевт показал маме Ильи, как она может помочь ребенку начать действовать руками, например, трогать ручками мамино лицо, волосы, как можно учить ребенка поднимать голову, лежа на животе. Для этого необходимо выкладывать его на животик и звать сверху, чтобы он захотел поднять голову, помочь сделать это движение своими руками. Маме также показали, как ребенок совершает движение переворота на бочок или животик, как его побуждать к этому: она должна начинать движение своими руками, помогая ребенку закончить его.
Важно комментировать то движение или действие, которое совершает ребенок: ты перевернулся, ты сел, ты трогаешь мамино лицо и т.д. Когда ребенок запомнит это движение, он будет делать его сам. Комментарий взрослого необходим не только для того, чтобы ребенок быстрее освоил двигательный навык, но и для того, чтобы любое пассивное перемещение ребенка не вызывало у него страх. Поэтому следует говорить малышу, перед тем как поменять его позу, что с ним будет происходить в следующий момент: ты лежишь на спинке, а сейчас мы перевернемся на живот и будем лежать на валике, потрогай валик ручкой, ты будешь на нем лежать.
Двигательная активность ребенка возрастает при непосредственном контакте с взрослым, например, тогда, когда взрослый держит его на руках.
Когда мама с Ильей приходила на индивидуальные занятия, они всегда начинались с того, что физический терапевт показывал маме правильные и развивающие позы для ношения ребенка. Например, ношение ребенка на руках, развернутого спинкой к груди взрослого с одной стороны укрепляет силу мышц шеи и спины, а с другой – освобождает ручки для исследования окружающих предметов.
На руках у взрослого ребенок лучше ощущает свое собственное тело, у ребенка формируется чувство безопасности. Малыш имеет возможность удерживать голову, он более активно трогает руками взрослого, не отказывается трогать окружающие предметы. Каждое занятия с ребенком включало в себя «обход игровой комнаты»: педагог с Ильей на руках обходил всю игровую комнату, побуждая ребенка трогать ручками основные предметы и, комментируя: «Это стена, она шершавая. Это зеркало оно гладкое. Это коврик, он мягкий». Постепенно Илья хорошо научился делать обследовательское движение руками и запомнил расположение всей обстановки в комнате.
Еще одна полезная поза: лежа спинкой на коленях у взрослого. Так малыш легко соединяет ручки по средней линии и имеет возможность совершать более мелкие обследовательские действия: он играет со своими ручками, трогает лицо взрослого, игрушки, вложенные в ручки.
Часто моторные функции слепого ребенка развиваются в другой последовательности, чем у нормально видящего. В первую очередь это касается того, что слепому ребенку требуется гораздо более длительный промежуток времени, чтобы освоить двигательный навык и начать его делать самостоятельно без помощи и инициативы со стороны взрослого. Вместе с тем, должным образом организованная стимуляция может настолько улучшить развитие движений ребенка с нарушениями зрения, что оно будет очень близко к типичному. Однако все движения нужно ребенку демонстрировать.
Илья не мог видеть, как другие люди совершают движения, поэтому ему нужно было показать, что такие движения есть, и он может их делать. Физический терапевт постепенно учил Илью ползанию, вставанию, ходьбе. Например, он показывал ему, как ползать, завязывая под животиком косынку и помогая продвигаться вперед, поочередно переставляя руки и ноги.
Именно взрослый помогает ребенку научиться садиться, сидеть, удерживать равновесие сидя. Слепые дети обычно сначала научаются сидеть, а потом самостоятельно садиться. Чтобы Илья хотел сидеть, педагог предлагал ему различные игры: с крупой, мукой, водой, а специалист постепенно уменьшал степень поддержки. Дома мама многократно в подходящих ситуациях повторяла с ребенком движение перехода из положения лежа в положение сидя. В результате, к 8 месяцам Илья хорошо сидел, к 10 месяцам научился садиться. Также ребенка обучали вставать и стоять у опоры, переступать вдоль опоры.
Одновременно необходимо заботиться о силе мышц ребенка и организовывать специальные игры. Например: для развития силы мышц плечевого пояса можно укладывать ребенка на живот поперек ноги взрослого и помогать малышу упираться руками в пол. Очень нравится ребенку, когда взрослый лежит на спине, а малыш стоит рядом на коленках, опираясь животом и руками на живот или грудь взрослого. Ребенок ощущает, что рядом есть взрослый человек, и окружающий мир не очень страшен.
Когда ребенок начинает вставать и ходить, нужно, чтобы у него постоянно был стимул к движению: мама зовет или впереди катится звучащая игрушка. Ходить ребенок начинает, как и все: с поддержкой под мышками, за две руки, за одну руку.
Первые самостоятельные шаги Илья сделал в возрасте 1 года и 2 месяца. Именно мама придумала, как стимулировать ребенка сделать это: она посадила Илью на детский стульчик, присела напортив него на расстоянии 1 – 2 метра и стала звать к себе. Сначала она помогала ребенку подойти к ней, слегка придерживая его за руки. Когда малыш достигал мамы, она радовалась и обнимала его. В какой-то момент малыш не стал ждать маминых рук, а сам встал и дошел до мамы, за что был награжден ее объятьями и огромной радостью.
На протяжении уже первого года жизни слепой ребенок при активной стимуляции может научиться:
- поднимать и держать голову, ориентируясь на звук голоса мамы или погремушки, опираться на ручки, лежа на животе;
- поворачиваться со спинки на живот и обратно, садиться;
- ползать;
- вставать на ножки, стоять у опоры;
- делать первые шаги с мамой, а затем передвигаться самостоятельно.
Еще одно важное замечание – уверенность в движениях ребенку придает чувство стабильного, безопасного мира вокруг, наличие четких границ у мира. Лучше, если ребенок начинает осваивать движения на полу, в ограниченном пространстве (валиками, подушками). С этой же целью можно использовать большую коробку, манеж, любое, ограниченное определенными рамками пространство. Сначала ребенок начинает четко ориентироваться в этом своем маленьком мире, осознает его безопасность, учится находить по заметным признакам важные для него места (пришитые игрушки служат ориентирами). Постепенно можно расширять границы мира, раздвигая их, и это не будет травматичным для ребенка.
Овладение движениями слепым ребенком не должно превращаться в тренировку и выработку необходимых движений. Каждое движение должно быть необходимо ребенку, иметь смысл. В раннем возрасте этот смысл придает только общение со значимым взрослым и игра. Эмоциональная насыщенность общения с взрослым, многообразие моментов веселой неожиданности во время игры естественным образом формируют мотивацию к перемещению в пространстве, позволяют вовлекать в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление.
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 571;