Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
(по В.В. Гузееву)
Действующее лицо | Выполняемая работа |
Докладчик | Излагает в тезисной форме существо защищаемой точки зрения, позиции — основные положения, факты |
Содокладчик | Подкрепляет аргументами, обосновывает, иллюстрирует позицию докладчика |
Оппонент | Демонстрирует контрпримеры и контраргументы, излагает иную точку зрения |
Эксперт | Проводит сравнительный анализ аргументов и контраргументов, определяет области их истинности |
«Провокатор» | Задает «каверзные» вопросы, приводит неожиданные примеры — инициирует общую дискуссию |
Ассистент | Осуществляет материально-техническое обеспечение (готовит плакаты, схемы, кодограммы, видеозапись и т. д.) |
С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
• постановка проблемы;
• формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
• обсуждение проблемы в микрогруппах;
• представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
• продолжение обсуждения и подведение итогов.
«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик
и даже шуток.
Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.
Этапы дидактической игры
Этапы игры | Формы работы | Содержание игры |
Подготовка | Разработка игры | Разработка сценария, плана дидактической игры; общее описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения |
Ввод в игру | Постановка проблемы, целей; условия; инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультация | |
Проведение | Групповая работа | Работа с источниками; тренинг; «мозговой штурм» |
Межгрупповая дискуссия | Выступления групп; защита результатов; правила дискуссии; работа экспертов | |
Анализ и обобщение | Групповая работа | Выход из игры; анализ, рефлексия; оценка и самооценка работы; выводы и обобщения; рекомендации |
Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.
Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).
Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой — умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых.
Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 591;