ГЛАВА XII. ЦЕННОСТИ РАБОТНИКОВ

ОРГАНИЗАЦИИ

 

Ценности

Ценности и организационное поведение

Источники ценностных представлений

Виды ценностей

—классификация Г. Олпорта

—ценностно-поведенческая классификация

—терминальные ценности

—инструментальные ценности

Ценностные и технические аспекты организационной деятельности

Динамика ценностных ориентаций

Формирование ценностных ориентаций

Ценности менеджера иорганизации

Ценности общества и стратегия организации

Аттитюды

—формирование аттитюдов и их типы

Консистентность и неоднородность аттитюдов

—теория когнитивного диссонанса

Взаимосвязь между аттитюдами и поведением

Удовлетворенность трудом

 

 

Ценности

Поведение человека обладает множеством степеней свободы, весь возможный спектр которых невозможно «просчитать». Даже в условиях тюремного заключения, когда, казалось бы, каждое действие заключен­ного строго регламентировано и находится под неусыпным принудительным контролем, охрана время от времени сталкивается со случаями со­вершенно неожиданного поведения: от дерзкого побега до голодовки и даже самоубийства. Поэтому идеализированное представление о право­вом государстве как социальной системе, в которой законотворчество так плодовито, что определяет чуть ли не каждый шаг граждан, с точкизрения поведенческих наук выглядит неоправданно оптимистичным.

Если попытаться подробнейшим образом описать словами работу даже самого простого механизма, то крайне сложно сделать это без рисунков, схем, аналогий. Если тот же подход применить к поведению человека, то одна должностная инструкция, например, кассира, заняла бы, по-видимому, несколько томов. Почему же в реальной жизни этого не требуется? Почему, принимая на работу нового бухгалтера, мы в зна­чительной степени уверены, что он не присвоит себе деньги, с которы­ми работает? Мы даже сочтем вполне естественным, что в городе N кас­сир попытался предотвратить ограбление. И если в первом случае честное поведение кассира можно упрощенно объяснить страхом перед неиз­бежным наказанием, то во втором — найти упрощенное объяснение будет нелегко: зачем рисковать жизнью за «чужие» деньги?

В любой жизненной ситуации каждый человек стоит перед выбором, что и как делать. Можно принять решение начать «новую» жизнь, бро­сив все и порвав все былые привязанности и связи. Или, наоборот, мож­но попытаться стать более внимательным к людям, которые тебя окру­жают. Можно «уйти» в работу, отдавая ей все время и силы, можно делать ровно столько, чтобы не вызывать недовольство начальства и коллег. Вы­бор, который человек делает, зависит от многих факторов: воспитания, опыта, здоровья, семейного положения, мнения окружающих, возмож­ных последствий и т.д. Однако, как правило, всегда имеются несколько вариантов решений, и выбор того или иного, в конечном счете, зависит от того, что считать важным и правильным.

То, что мы считаем важным или правильным, хорошим или достой­ным, оказывает сильное влияние на всю нашу жизнь, формирует наше отношение к людям и событиям и определяет то, какими людьми мы становимся. Эти однажды принятые решения определяют наше поведе­ние в настоящем и становятся основой наших ценностей. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Они закреплены жизненным опытом индивида и отграничива­ют значимое, существенное для данного человека от незначимого, несу­щественного.

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода систему личностных координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим поведение человека.

Формирование индивидуальных ценностей можно представить как процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценнос­тей. Д.Леонтьев выделяет три взаимопереходящие формы существова­ния ценностей: общественные идеалы, предметное воплощение этих иде­алов в деяниях или произведениях конкретных людей и мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предмет­ному воплощению в своем поведении и деятельности общественных цен­ностных идеалов.

Упрощенно схема взаимопереходов между формами существования ценностей выглядит следующим образом: «общественные идеалы усва­иваются личностью и начинают в качестве «моделей должного» побуж­дать ее активность, в процессе которой происходит предметное вопло­щение этих моделей; предметно воплощенные ценности, в свою очередь, становятся основой для формирования общественных идеалов и т.д. по бесконечной спирали». Промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида ма­лой группы.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие от­брасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, при­сущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то приба­вит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом — более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декла­рируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

Тем не менее, проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.), цен­ностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справед­ливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентировать­ся в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закла­дывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществ­ляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных иде­ей, целей, форм поведения и т.д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положитель­ным или желательным, они — осознанный или интуитивный нравствен­ный выбор того, что для человека является важным и стоящим.

Особое место в ценностной сфере занимают ценности труда, и мно­гие психологи считают, что именно они являются базовыми координата­ми организационной культуры и всей ценностной сферы человека. Так, Г.Хофштеде выделяет культуральные особенности в ценностных систе­мах, именно исходя из ценностей труда. Предложенные им факторы широко используются для описания и дифференциации общих ценнос­тей в различных культурах.

Почему же ценностям труда уделяется столь важное внимание? По-видимому, основная причина состоит в том, что вариативность организа­ционной производительности и эффективности в различных культурах слиш­ком велика и давно привлекает внимание организационной психологии. До сих пор широко распространены стереотипы о «ленивых» и «трудолю­бивых» нациях, которые в скрытой или явной форме предполагают суще­ствование значительных культуральных различий в мотивации и отношении к труду. И эти стереотипы вовсе не безосновательны. В контексте мно­гих социальных наук ценности труда рассматриваются как чрезвычайно важный фактор человеческой истории, обусловивший не только экономическое развитие различных обществ, но и определивший расцвет и закат целых цивилизаций.

 








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 247;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.