Вопрос 2. Функции морали. Дилеммы морального поведения. Понятие моральной ценности

 

Под функциями морали обычно понимают те ее основ­ные роли, которые она выполняет в жизни общества, обе­спечивая его целостность, его существование и развитие.

Известно, что мораль не только выступает регулято­ром отношений между людьми, оценивает их поведение и поступки, но и формирует нормы поведения. Она явля­ется важнейшим средством нравственного становления и развития личности, позволяет человеку ориентироваться в ценностно-ориентированном мире, где различаются добро и зло как в самих поступках людей, так и в ситуациях, скла­дывающихся в результате этих поступков.

В связи с этим ученые выделяют целый ряд функций морали, характеризующих ее как относительно самостоя­тельную область человеческой культуры. К основным функциям морали обычно относят следующие.

1. Оценочная. Ее особенность состоит в том, что, во-первых, в отличие от норм права и политических оценок моральные оценки носят универсальный характер и рас­пространяются практически на все поступки и действия человека. Во-вторых, эти оценки осуществляются через сравнение должного и сущего, соотнесение наличного пове­дения с ценностью и идеалом и исходят как извне от обще­ственного мнения, так и изнутри самой морально развитой личности, из моральных убеждений индивида.

2. Познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравствен­ное существо, приобретать моральные знания о должном, о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких усло­виях.

3. Коммуникативная. Ее значение определяется той огромной ролью, которую выполняет коммуникация как важнейшая цивилизационная потребность современного мира, подразумевающая процесс гуманизации человече­ского общения, ведущий к взаимному пониманию. Она не сводится только к этикету. Более важным в человече­ском общении является признание в каждом человеке лич­ности, уважение того, с кем общаешься.

4. Воспитательная. Это одна из важнейших функций морали, характерная для всех обществ. Особенность воспи­тательной функции морали заключается в том, что моральное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека, способствует становлению личности. В центре нравственного воспитания лежит личный пример, внутрен­нее стремление к нравственной безупречности. Для данной функции характерно ненасильственное воздействие, ибо моральные нормы только тогда действенны, когда пере­житы человеком на собственном опыте.

5. Регулятивная. Сущность и особенности этой функ­ции морали были раскрыты в предыдущем параграфе. Заметим только, что мораль — не рецепт от нравственных болезней и пороков, она не всесильна. Она учит, но только тех, кто хочет научиться. Однако всем приходится когда-нибудь принимать то или иное решение. И в этом смысле основные моральные ориентации неизбежно проявляют себя в практическом поведении.

Отмечая важность указанных функций морали, позволя­ющих лучше понять сущность моральной регуляции, необ­ходимо в то же время признать, что проблема воздействия морали на человека сложна и неоднозначна. Решая ее, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о том, что и кто опре­деляет моральность наших поступков, т.е. с той ситуацией, которая в этической науке получила название парадокса моральной оценки («не судите других»). Но дело не только в этом. Вопрос о сущности моральной регуляции не может быть осмыслен без учета самой важной проблемы этики — проблемы соотношения бытия и морали, этических знаний и поведения.

Начиная со времен античности, философы и ученые пытались найти ответы на вопросы: На чем основывается нравственность человеческих поступков и что служит источником морали? Что может заставить живого, земного человека с присущими ему слабостями и противоречиями подняться над своими же земными страстями и действовать нравственно, вопреки своему природному естеству? Явля­ются ли наши знания о внешнем мире тем источником, кото­рый определяет моральность наших поступков, нет ли здесь опасности противопоставить этику реальной действитель­ности в связи с относительностью и часто субъективным характером этих знаний? Как, наконец, связать абсолютный характер моральных оценок с культурным многообразием, плюралистическим характером современного общества?

Различные этические школы отвечали на эти и дру­гие вопросы, ставшие классическими вопросами этики, по-разному. Представители эмпирической школы считали, что мораль выводится из человеческого опыта и необходи­мости нахождения общего согласия и что оценка мораль­ного поведения не может существовать вне фактов и реаль­ных поступков. Сторонники рационального обоснования этики (Аристотель, Спиноза) доказывали, что этические действия определяются не столько опытом, сколько разум­ной логикой человека, его способностью как мыслящего существа в каждом конкретном случае самому определить, что хорошо, а что плохо. По мнению защитников естествен­ной (интуитивной) теории в этике, мораль в силу ограни­ченности человеческих знаний не выводится из ценностей и фактов, сама человеческая сущность ведет к пониманию того, что плохо, а что хорошо.

В истории этической мысли известен спор Аристотеля с Сократом о природе морального поведения. По мне­нию Сократа, с именем которого обычно связывают одну из исторически первых концепций морали, основанную на гносеологии, нравственность поступка определяется нашими знаниями о том, что есть добро и что есть зло. Зло же мы вершим по незнанию. Никто не делает зла по доброй воле.

Такой подход вызывает два возражения.

Во-первых, он игнорирует реальную возможность несоот­ветствия морального сознания и морального поведения: очень часто люди, понимая, что такое добро, тем не менее, творят зло.

Во-вторых, тезис Сократа, как справедливо отмечал Аристотель, снимает с человека ответственность за его поступки: люди всегда будут ссылаться на незнание для оправдания своего неблаговидного поведения.

 

С точки зрения Аристотеля, основу нравственности составляет эти­ческая самостоятельность личности, происходящая из при­сущей человеку свободы воли. Человек свободен в выборе добра и зла, добродетели и порока, а потому должен быть ответственным за то, что делает (пьяный человек вдвойне виноват, потому что в его власти было не напиться).

В духе Аристотеля и в то же время по-своему проб­лему соотношения этических знаний и поведения решал А. Швейцер. Философ был убежден, что мораль не может быть выведена из гносеологии, точно так же как смысл жизни нельзя вывести из смысла бытия. Мораль возможна не как знание, а как действие, индивидуальный выбор, поведение. Это не сфера познания, а наиболее достойная форма человеческого существования. Добро не выводится из бытия. Знать и быть — одно и то же. Добро оно либо есть, либо его нет. Идеал любого культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Мораль представляет собой ту человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого характера.

Такое же многообразие подходов характерно и при рас­смотрении других, не менее сложных вопросов теории морали и, в частности, вопроса, связанного с различием между моралью личности и моралью общества. Ряд мыс­лителей (Спиноза, отчасти Аристотель) рассматривали мораль главным образом с точки зрения самосовершенство­вания личности, сводили ее к индивидуальной этике, этике добродетелей. Другие философы (как, например, Т. Гоббс) видели в морали по преимуществу способ упорядочения отношений людей в обществе. В то же время были широко распространены и получили свое развитие в современную эпоху постмодерна синтетические этические теории, стре­мившиеся соединить индивидуальную мораль с социаль­ной. В противоположность этому марксистская теория настаивала на том, что только преобразование общества и общественных отношений может стать основой нрав­ственного возвышения личности.

Не вдаваясь в анализ каждой из названных точек зрения, согласимся с теми современными учеными, которые, на наш взгляд, справедливо считают, что между регуляцией обще­ственной жизни и индивидуального поведения нет острого противоречия (точно так же как не существует неизбеж­ного конфликта между профессиональной моралью и уни­версальными моральными нормами).

Во-первых, потому что в их основе лежат выработанные в течение многовеко­вой практики общечеловеческие ценности и нормы пове­дения.

Во-вторых, индивидуальный выбор и нравственная деятельность не могут выпасть из среды, в которой обитает личность, т.е. из общественной среды, не могут не соотно­ситься с нормами общественной морали.

Нормы и стандарты морали могут, конечно, различаться в различных ситуациях, в различной культурной среде. То, что было естественным для эпохи Средневековья, сегодня уже воспринимается как атавизм. То, что считается нор­мальным для человека западной культуры, не считается нравственным для многих стран Востока. В связи с этим многие авторы высказывают суждение о том, что нрав­ственные представления всегда ситуационны, изменчивы (релятивны). Тем не менее никто не станет отрицать нали­чие высших моральных ценностей (таких как обязанно­сти перед родителями, перед детьми и потомками, честь, долг, справедливость), которые являются общими для всех времен и народов. Из того, что пути к истине могут быть различны, еще не следует, что сама истина не есть истина. Если я не плачу налоги, это не значит, что налоги — вредное изобретение человечества. Точно так же мораль не может быть делом вкуса. Нельзя сказать: я лгу, потому что мне это нравится. Люди могут обманывать друг друга, но это не означает, что они признают ложь правильной.

В то же время для понимания сущности морали серьезное значение имеет выявление способов моральной регуляции, в совокупно­сти составляющих систему моральной регуляции, в которую обычно включают такие ее компоненты, как моральные нормы, моральные принципы, нравственные ценности и идеалы.

Ученым еще предстоит более точно определить содержа­ние и соотношение этих понятий, очень часто отождествля­емых в научной литературе без достаточного на то основа­ния.

Простейшими из этих понятий являются нормы или требования (как частное моральное повеление о должном поведении). В свою очередь они обосновываются как разум­ные и целесообразные с помощью более сложных форм морального сознания — моральных принципов и идеалов (как отражения в личности высших ценностей). Выстраи­вая отмеченные понятия в логической последовательности, можно сказать, что моральные принципы вытекают из цен­ностей, а нормы, в свою очередь, основаны на принципах и ценностях.

К основным ценностям государственной службы, определяющим ее специфику и ее основное назна­чение, следует отнести: законность, непредвзятость, бес­пристрастность, справедливость, неподкупность.

Из этих ценностей вытекает главный принцип в деятельности госу­дарственных служащих — недопустимость использования служебного положения в личных целях, который реали­зуется через ряд нравственных норм, таких, например, как запрещение получения подарков за услуги, связанные с исполнением служебных обязанностей; недопустимость дискриминации одних людей путем предоставления льгот другим и др.

Весьма интересной в связи с этим представляется точка зрения Б. Сутора (автора известного на Западе труда «Поли­тическая этика»), высказанная им по данному вопросу при­менительно к социальной этике[2]. Нормы как конкретные предписания (как правовые, так и нравственные), по мне­нию ученого, рационально выводятся из целей и ценностей. Сами же цели и ценности не выводятся ниоткуда, а харак­теризуют политическую культуру и сознание нации. Они и отличие, например, от интереса, не могут быть полностью достижимы и даже точно определены в своем содержании, однако именно они задают ориентацию для политического действия и структурируют политическую жизнь. К основ­ным политическим целям Б. Сутор относит мир, свободу и справедливость, которые одновременно составляют базо­вые политические ценности современной демократии, рас­сматриваемые в контексте прав человека.

 

Наиболее сложным из всех компонентов мораль­ной регуляции является понятие моральной ценности, поскольку если рассматривать ее только с позиции наличия в предмете признаков и свойств, выражающих его значи­мость для субъекта, то всегда есть опасность отождествле­ния ценности с самим предметом.

Моральные ценности — высшие надличностные ценностные установки, выступающие одновременно и как критерий оценки, и как моральная норма (требова­ние), и как принцип поведения.

 

В то же время значимость предмета, как известно, не обязательно автоматически означает его ценность. Как ни покажется это кому-то стран­ным, но ответ на эти вопросы ученые находят у К. Маркса, в его классическом анализе свойств товара. Вещь, согласно Марксу, может обладать потребительской стоимостью (воз­дух, дикорастущий лес и т.д.) и в то же время не быть стои­мостью, если ее полезность не опосредована трудом. Когда потребность удовлетворяется автоматически, ценностных отношений не возникает. Иначе говоря, полезность, зна­чимость вещи для субъекта, сами по себе еще не образуют ценностных отношений, а сама вещь не становится ценностью. И напротив, чем проблематичнее возможность удов­летворения потребности и чем актуальнее потребность, тем выше ценность предмета.

Известно, например, что необходимым условием нормального процесса жизни является достоверность информации, соответствие слова и дела. Но поскольку эта необходимость не удовлетворяется автоматически (слово может содержать обман), возникает моральная ценность, которая включает в себя ряд понятий, таких как «чест­ность», «верность слову» и т.д. Можно привести и другие примеры. Красота — это ценность, так как в мире есть много безобразия. Нравственный поступок, следование долгу — это всегда утверждение определенной нравственной ценно­сти, поскольку возможны противоположные поступки.

Так же как и другие ценности, моральные ценности возникают для удовлетворения потребностей, составля­ющих основу для мотивации поведения и действий.

В то же время особенность нравственных потребностей состоит в том, что они определяются внутренним, не обусловлен­ным соображениями личной выгоды, стремлением человека к добру, справедливости, честности, благополучию обще­ства в целом. Эти ценностные понятия, как правило, поли­функциональны и используются одновременно и как обо­значение качества человека, и как критерий оценки, и как моральная норма (требование), и как принцип поведения.

Ценности в отличие от конкретно установленных тре­бований и норм поведения всегда абсолютны, надлич­ностны и объективны, они существуют до и помимо нашего сознания, являются тем высшим ориентиром и тем содер­жанием, которое утверждается в любой без исключения норме и без которого нормы пусты и безжизненны.

Кроме обычных ценностей (трудолюбие, исполнительность, ответ­ственность и др.) существуют ценности высшего порядка, которыми нельзя пожертвовать (такие как добро, любовь, справедливость). В персонифицированном виде, спускаясь с высоты высших абстракций на землю, высшие ценности предстают в виде идеалов.

Ценности следует отличать от оценок, которые, как пра­вило, имеют субъективный характер. Так, с позиции одного человека тот или иной поступок может оцениваться высоко, а с позиции другого, наоборот, низко. В отличие от оценок ценности, как было уже сказано, имеют объективный харак­тер и не зависят от субъективной оценки индивидов.

 

С понятием «моральные ценности» тесно связаны жиз­ненные блага, к которым в обыденной жизни люди всегда стремятся.

Жизненные блага — условные и безусловные потребности человека, необходимые для поддержания его жизнедеятельности.

Они также являются для человека объектив­ной ценностью. В то же время в отличие от высших ценностей, все жизненные блага как условные, так и безуслов­ные (каким является, например, здоровье человека), всегда относительны, так как допускают возможность пожерт­вовать ими ради чего-то высшего.

Опасность их абсолю­тизации связана с тем, что всегда найдется оправдание для использования любых (в том числе дурных) средств для достижения конкретного блага (удовольствие как само­цель ведет к чрезмерностям и распущенности).

В этической теории вопрос о том, что есть высшее благо для человека, является главным и универсальным критерием для опреде­ления моральных позиций и этических концепций (в зависи­мости от его решения различают такие разновидности эти­ческих концепций, как гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, ригоризм и др.).

Ряд категорий этики, выражающих моральные ценности (благо, добро и зло, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство) имеют важное значение для сферы государ­ственного управления. Особого рассмотрения тре­бует вопрос о моральных аспектах конституционных цен­ностей, к которым следует прежде всего отнести: свободу, справедливость, равенство, права граждан.

Важным компонентом системы моральной регуляции являются моральные принципы.

Моральные принципы — нравственные установки, в общей форме выражающие выработанные в мораль­ном сознании общества требования, касающиеся нрав­ственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

 

В самой краткой форме их можно определить как наиболее общие требования, с помо­щью которых регулируются отношения между людьми. В этом своем значении принципы выступают своеобраз­ным духовным ориентиром человека в его практических действиях.В то же время они представляют собой наиболее общее обоснование существующих норм и служат крите­рием выбора правил поведения. Как справедливо отмечает современный исследователь проблем этики Е. В. Золотухина-Аболина, в отличие от нравственных ценностей и идеалов, переживаемых человеком эмоционально, а также норм, которые чаще всего действуют на уровне моральных привычек и бессознательных установок, моральные прин­ципы — феномен исключительно рационального сознания.

Это, во-первых, делает их более жестко формализованными по сравнению с ценностями, что нередко ведет к этиче­скому ригоризму;

во-вторых, обусловливает их изменчи­вый характер в разные эпохи и в разных ситуациях, их тес­ную связь с той или иной идеологией.

Так, если для эпохи зарождения буржуазных отношений был характерен ути­литаристский принцип пользы, то в эпоху большевистской диктатуры определяющим стал принцип служения делу революции, обусловивший господство классового интереса над правом[3].

Коротко остановимся на характеристике моральных норм, особенностью которых, как уже было отмечено, является жесткая заданность границ поведения и требова­ние обязательности их выполнения.

Моральные нормы (от лат. norma — правило, обра­зец) — наиболее простые, имеющие характер обязатель­ных предписаний, нравственные требования к поступкам и поведению людей.

Они не терпят неопре­деленности и требуют от человека поступать именно так, а не иначе, следовать общепринятым стандартам поведе­ния. В их основе лежит признание несовершенства челове­ческих нравов и связанная с этим необходимость мораль­ного запрета: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого добра и другие известные по 10 ветхозаветным заповедям запреты. В этом значение морального запрета, без чего, как уже говори­лось, мораль превращается в область только «добрых намерений».

Было бы, однако, наивным полагать, что человеческое поведение можно выстроить на одних запретах. Реальные нравы людей часто очень далеки от понятия «морального». Именно поэтому мораль не формирует прямых повелений, а выступает в форме должного. Ориентируясь на разумное начало в человеке, она стремится ограничить присущие ему агрессивные и эгоистические устремления. Ее основными средствами являются средства духовного воздействия, осуществляющие контроль за выполнением моральных требований через чувство долга, который каждый человек осознает и делает мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку его поступков. Опираясь на вырабо­танные предшествующими поколениями людей нравствен­ные представления и ценности, человек способен самостоя­тельно регулировать свое поведение, взвешивать варианты, судить об их соответствии понятию «нравственного».

Важную роль в определении поведения играют так назы­ваемые этические интуиции, присущие человеку по его природе. В теории морали выделяют две такие фундамен­тальные интуиции.

1. Все истинно хорошее и доброе — полезно, а зна­чит, по-настоящему полезным является только хорошее и доброе.

2. То, что хорошо по отношению ко мне, хорошо и по отношению к другим и, следовательно, то, что плохо для меня, не следует совершать по отношению к другим.

По сути, это означает, что справедливость одинакова для всех: не делай сам того, что не одобряешь в других. Особенность этого правила, известного в этической науке под названием золотого правила нравственности, состоит в том, что оно построено на принципе взаимности и на инту­итивном уровне известно всем. Дж. Локк называл его осно­вой всякой добродетели. По словам Т. Гоббса, это правило обладает двумя важными преимуществами. Во-первых, оно удачно сочетает в себе эгоизм и равенство, поскольку обе­спечивает равное ущемление эгоистических притязаний и тем самым создает основу для социального единства. Во-вторых, оно доступно каждому (даже малообразован­ному человеку), так как не заключает в себе никакой пре­мудрости, кроме того, что в каждой конкретной ситуации человеку достаточно представить себя на месте другого, по отношению к которому он намеревается совершить дей­ствие.

 








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1231;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.