Источники ценностных представлений

Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и все­гда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему актив­ное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок?

Выработка ценностей происходит довольно сложным путем. Не­которые ценности формировались исторически, в течение многих поколений и постоянно подкреплялись жизнью людей, обеспечивая их выживание и развитие. Свобода, мир, сотрудничество, ра­венство, демократия — это те общественные ценности, которые рассмат­риваются как желательные в нашей культуре. Эти ценности не являются фиксированными, они изменяются, но процесс этого изменения очень длительный.

Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник — это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Дети внимательно следят за своими родителями и наблюдают их в различных жизненных ситуациях. Видя поведение родителей в спокойные и напря­женные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытают­ся понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного воз­раста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей.

Например, если подросток из благополучной семьи стал членом молодежной группы, в которой особым достоинством считается упот­ребление наркотиков, то существует большая вероятность, что вскоре он изменит систему ценностей, которые ему прививали с рождения ро­дители. Вероятно, изменится и первоначально воспринятое от родите­лей представление о том, что «наркотики — серьезная помеха в жизни человека, ставящего перед собой высокие цели».

По мере развития на детей влияют друзья, соседи, учителя, род­ственники, среда и многие другие общественные силы. Ребенок вос­принимает, подражает, экспериментирует, что-то отбрасывает, выра­батывая себе определенный образ поведения на долгий срок. Выводы, основанные на огромном числе наблюдений, сводятся человеком в единую философию жизни, в которой он может впоследствии никогда и не усомниться.

Ценности относительно стабильны и устойчивы. Одна из причин это­го — уже упомянутый процесс усвоения ценностей в раннем детстве. Детям обычно говорят, что определенное поведение и его результаты всегда желательны или всегда нежелательны. В нравственном обучении, как правило, редко используются полутона. Детей учат, чтобы они были честными и отвечали за свои поступки. Им не говорят быть немного честнее или отвечать лишь за некоторые из своих поступков. Этот «чер­но-белый» взгляд на жизнь, с помощью которого проводится четкая линия между хорошим и плохим, достойным и недостойным, прекрас­ным и безобразным и т.д., и определяет во многом устойчивость и ста­бильность ценностей.

Разумеется, время от времени ценности индивида подвергаются ис­пытаниям, которые могут привести к изменению всей системы ценнос­тей. Он может прийти к убеждению о том, что его базовые представле­ния становятся неприемлемыми, однако чаше происходит как раз наоборот: сомнения лишьподкрепляют те ценности, которые индивид уже сформировал.

 

Виды ценностей

Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторо­ны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, прин­ципы, цели поведения и т.д. являются важными. Например, такая цен­ность, как «власть закона», содержательно означает равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных.

Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:

1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины.

2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды.

3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармо­нию и искусство.

4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение челове­ческим взаимоотношениям — любви, дружбе, преданности и т.д.

5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочте­ние обретению власти и влияния.

6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность при­дают следованию определенной системе представлений (вере).

Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны приклад­ных исследователей. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой подход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-по­веденческой сфере.

1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены ка­ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях.

2. Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност­ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснитель­но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предписанных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью.

3. Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный инди­видуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому давлению власти.

4. Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело перено­сят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, система­ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд.

5. Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию.

6. Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред­ствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и дав­ления.

7. Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в условиях неопределенности, например, среди людей с различными ценностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола властей.

Вряд ли можно согласиться с тем, что такая классификация имеет строгий иерархический характер. Думается, рассмотрение седьмого уровня в качестве высшего недостаточно оправданно: он скорее ближе к третьему и, по-видимому, существуют проблемы их дифференциации друг от друга. Тем не менее попытки использования этой классификации в прикладных исследованиях заслуживают пристального внимания. М.Майерс и С.Майерс обнаружили, что хотя в организациях представ­лен весь спектр ценностных систем (пожалуй, за исключением реактивного уровня), менеджерские позиции занимают исключительно лица 4 и 5 уровней.

Ценностные представления также могут быть разделены на две боль­шие группы:терминальные и инструментальные. К первой группеотносятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т.д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одина­ково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный и т.д. В отличии от терминальных ценностей, которые ха­рактеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, ин­струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие элементы поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматри­вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволя­ющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ­ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значи­тельно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т.д.

 








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 282;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.