Понятие правого государства
Категория правового государства достаточно противоречива. Это связано с тем обстоятельством, что любая политическая система, включая тиранию и тоталитаризм, имеет нормативную основу — право. Это может быть право поступать в соответствии с традицией, право субъекта абсолютной власти управлять по собственному усмотрению, сословное право феодального общества, где официально существуют различного рода привилегии, и, наконец, демократическое право в индустриальном обществе.
Правовое государство, начавшее складываться под влиянием либеральных конституций, означало принципиально новый этап в развитии государственности как таковой. Качественной основой такого государственного устройства власти стала ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем функционирования государства. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритет перед любыми законодательными актами конкретного государства.
Правовое государство, по мнению В.П. Пугачева, — реальное воплощение идей и принципов конституционализма [78 -254]. В основе такого государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, стремление гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство ограничено в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.
М.А. Василик и М.С. Вершинин под правовым государством понимают правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права [13 -114].
По мнению И.А. Обертяевой, правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа [69 -95].
Авторы Политологического энциклопедического словаря определяют правое государство как тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти [77 -313].
В учебном пособии для студентов высших учебных заведений под ред. В.И. Власова правовое государство понимается как правовая форма организации и деятельности публично-политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для последовательного связывания с помощью права всех государственных органов в целях недопущения злоупотреблений [76 -141].
Исторический очерк
Правовое государство как практика управления на основании законов, создаваемых людьми сознательно для общего блага, зародилось в античном полисе (Солон, Ликург). Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотношение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон [94]. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие свободных членов общества, а не просто множество живущих рядом людей, подчиняющихся единым для всех правилам. В Древнем Риме возникли такие зачатки правовой государственности, как разделение властей.
Философское обоснование идеи правового государства наиболее полно представлено в трудах И. Канта [39]. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источником законов в правовом государстве. Обладая правом участия в общем решении, каждый в то же время обязан неукоснительно подчиняться этому решению. Неотчуждаемой принадлежностью гражданина является равенство перед законом. Это значит, что любой гражданин вправе признать над собой только такую власть, которая сама неукоснительно соблюдает те же законы, что и он.
Большая часть положений И. Канта, а также Дж. Локка [53] и Ш. Монтескье [67] вошла в Конституцию США 1787 г. и во французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года. Последняя прямо провозглашала, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16), а также, что «закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» (ст. 5).
Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX века. То есть к периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях подверглись критике феодальный произвол и беззаконие, абсолютистские и полицейские режимы, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека. Передовая социальная мысль решительно отвергла теорию и практику узурпации публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции правового государства, разработанные Г. Гроцием [24], Б. Спинозой [88а], Дж. Локком [53], Ш. Монтескье [67], Т. Джефферсоном [3] и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.
Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированном обеспечении его свободы, подчинении государства обществу. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля [66].
Концепция правового государства в работах русских социологов, юристов конца XIX — начала XX вв., прежде всего А.И. Петражицкого [74], П.И. Новгородцева [68], Б.А. Кистяковского [81] и М.Я. Острогорского [70], исходила из теории естественного права. В интерпретации ученых это означало проведение в реальной общественной жизни социальных реформ только при условии соблюдения правовых гарантий и свобод индивида. Социологи этого направления раньше других увидели опасность идеи подчинения правовых норм «исторической целесообразности», подмены позитивного права реализацией субъективных интересов различных политических сил.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 415;