Понятие правого государства

 

Категория правового государства достаточно противоречива. Это связано с тем обстоятельством, что любая политическая система, включая тиранию и тоталитаризм, имеет нормативную основу — право. Это может быть право поступать в соответствии с традицией, право субъекта абсолютной власти управлять по собственному усмотрению, сословное право феодального общества, где официально существуют различного рода привилегии, и, наконец, демократическое право в индустриальном обществе.

Правовое государство, начавшее складываться под влиянием ли­беральных конституций, означало принципиально новый этап в раз­витии государственности как таковой. Качественной основой такого государственного устройства власти стала ориентация всех его орга­нов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем функцио­нирования государства. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритет перед любыми законодательными актами конкретного государства.

Правовое государство, по мнению В.П. Пугачева, — реальное во­площение идей и принципов консти­туционализма [78 -254]. В основе такого государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, стремление гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство ограничено в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не пре­вратилось в этакого Левиафана, чудовище, господствующее над обществом, существует разделение властей на законодательную, ис­полнительную и судебную. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяет­ся в равной мере на всех граждан, государственные и обществен­ные институты.

М.А. Василик и М.С. Вершинин под правовым государством понимают правовую форму органи­зации и деятельности публично-политической власти и ее взаи­моотношений с индивидами как субъектами права [13 -114].

По мнению И.А. Обертяевой, правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа [69 -95].

Авторы Политологического энциклопедического словаря определяют правое государство как тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти [77 -313].

В учебном пособии для студентов высших учебных заведений под ред. В.И. Власова правовое государство понима­ется как правовая форма организации и деятельности публично-политической власти, которая создает условия для наиболее пол­ного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для последовательного связывания с помощью права всех госу­дарственных органов в целях недопущения злоупотреблений [76 -141].

Исторический очерк

 

Правовое государство как практика управления на основании законов, создаваемых людьми сознательно для общего блага, зародилось в античном полисе (Солон, Ликург). Идея правового государства восходит еще к Платону, а соотно­шение государства и права, политики и закона обосновал Цицерон [94]. Он видел в государстве согласованное правовое взаимодействие сво­бодных членов общества, а не просто множество живущих рядом лю­дей, подчиняющихся единым для всех правилам. В Древнем Риме возникли такие зачатки правовой госу­дарственности, как разделение властей.

Философское обоснование идеи правового государства наибо­лее полно представлено в трудах И. Канта [39]. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению Канта, может быть источни­ком законов в правовом государстве. Обладая правом участия в об­щем решении, каждый в то же время обязан неукоснительно подчиняться этому решению. Неотчуждаемой принадлежностью гражданина явля­ется равенство перед законом. Это значит, что любой гражданин вправе признать над собой только такую власть, которая сама не­укоснительно соблюдает те же законы, что и он.

Большая часть положений И. Канта, а также Дж. Локка [53] и Ш. Мон­тескье [67] вошла в Конституцию США 1787 г. и во французскую Декла­рацию прав человека и гражданина 1789 года. Последняя прямо про­возглашала, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конститу­ции» (ст. 16), а также, что «закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества» (ст. 5).

Однако воз­никновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX века. То есть к периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теори­ях подверглись критике феодальный произвол и беззаконие, абсо­лютистские и полицейские режимы, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека. Передовая социальная мысль решительно отвергла теорию и практику узурпации публичной политиче­ской власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Ес­тественно, при всей новизне идеи и концепции правового государства, разработанные Г. Гроцием [24], Б. Спинозой [88а], Дж. Локком [53], Ш. Монтескье [67], Т. Джефферсоном [3] и др., опирались на опыт прошло­го, на достижения предшественников, на исторически сложившие­ся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистиче­ские традиции.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утвер­ждении суверенности народа как источника власти, в гарантирован­ном обеспечении его свободы, подчинении государства обществу. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой ли­тературе в первой трети XIX в. в трудах К. Велькера и Р. фон Моля [66].

Концепция правового государства в работах русских социоло­гов, юристов конца XIX — начала XX вв., прежде всего А.И. Петражицкого [74], П.И. Новгородцева [68], Б.А. Кистяковского [81] и М.Я. Острогорско­го [70], исходила из теории естественного права. В интерпретации ученых это означало проведение в реальной общественной жизни социальных реформ только при условии соблюдения правовых гарантий и свобод индивида. Социо­логи этого направления раньше других увидели опасность идеи под­чинения правовых норм «исторической целесообразности», подмены позитивного права реализацией субъективных интересов различ­ных политических сил.








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 415;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.