Период буржуазных революций

 

Со второй половины XVII в. в Европе, а затем и в Северной Америке резко ускоряется течение исторического времени. Наступила эпоха буржуазных революций. Это изменило природу и целенаправленность процесса становления политической науки. У нее выявилась вторая сущность – кроме теоретического осмысления политической природы социального мира, исследователи стали осмысливать и моделировать пути и средства его изменения.

Родоначальник либеральной идеологии и сторонник идеи общественного договора Дж. Локк (1632-1704) трактовал ее иначе. Поскольку главной ценностью либерализм признает свободную личность, постольку Дж. Локк считал, что реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете. В соответствии с этой формулой, лишь народ − источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека. Для того чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локквыдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Законодательная власть, по его мнению, должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, т.к. именно она определяет политику государства. Дж. Локкбыл сторонником ограниченной монархии [85].

Активно развивал идею о разделении властей и Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Она в его интерпретации стала очередным шагом в поисках конкретных форм баланса власти. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по Ш.-ЛМонтескье,из природы человека, из его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан (механизм сдержек и противовесов). В известной работе «Дух законов» философ выделил три типа правления: республику, монархию и деспотию. По его мнению, идеальный тип правленияэто демократическая республика[105].

В XVIII в. политические процессы исследовали кроме уже названных многие представители общественной мысли, в том числе Ж.-Ж. Руссо [138] (1712-1778), Ж. Кондорсе [71] (1743-1794), А. Фергюсон, Т. Пейн [125], А. Гамильтон [163], Дж. Медисон [163], Дж. Джей [163] и др. В середине века право, теология и медицина как самостоятельные дисциплины преподавались в университетах, но философия продолжала занимать ведущее положение в изучении человека и общества. Однако по мере расширения и углубления знаний о социальном мире ускорилась сегментация научных дисциплин. К середине XVIII в. стало очевидным, что естественная философия отличается от моральной философии. С развитием химии, физики, биологии и других дисциплин появились соответственно и новые названия: «естественные науки» и «моральные науки». В рамках последних изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты. В частности, основатель политэкономии А. Смит был профессором моральной философии.

Значительная часть других исследователей этого периода способствовала развитию теории естественного права. Представителями данного направления политической и правовой мысли анализировались такие ключевые проблемы, как происхождение, сущность и предназначение государства; теория общественного договора; отношения между государством и церковью; народный суверенитет, права и свободы человека; формы правления и т.д.

Руководствуясь подобными установками, Д. Юм (1711-1766) наряду со многими другими мыслителями Нового времени стремился к тому, чтобы свести политику к науке создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в конкретных формах и сферах, определяет те константы и переменные величины, действуя на которые можно достичь желаемых результатов [193].

Существенный вклад в развитие политической теории, идей конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления был сделан в эпоху Просвещения. Затем эти идеи внедрялись в политическую практику Великой французской революцией, Войной за независимость США и серией революций в XIX веке. Это отчетливо проявилось в английской, американской и французской политических традициях, где республиканская и демократическая системы рассматривались как наилучшие формы правления, оптимально соответствующие природе человека.

Следует отметить, что хотя экономика начала XIX в. характеризовалась бурными темпами развития, общественно-политическая мысль этого периода отмечена печатью Реставрации, проявившейся в появлении так называемых теократических политических учений, в возрождении теорий божественного происхождения государственной власти вообще и королевской власти в частности. К этому периоду относится также формирование концепций «историзма», «исторического миросозерцания». Наряду с верой в силу человеческого разума снова получает популярность мысль о неразрывной связи человека с прошлым, с вековыми традициями и обычаями, происходит «историзация» человеческого мышления. К этому же периоду относится дальнейшая интенсивная разработка органической теории государства, в которой государство отождествлялось с феноменом, имеющим самостоятельное от отдельных личностей существование и стоящим над ними, обладающим внутренней жизненной силой и способностью к самосохранению.

 

 

§ 2. Время «первой институционализации» политической науки








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 319;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.