Политические учения Востока
Период накопления политических знаний
2.1.1. Предыстория политической науки
На протяжении длительного исторического периода политическая наука была органично вплетена в единую ткань обыденных политических представлений, религиозных и философско-этических взглядов. Исторически первой формой осмысления политики была еерелигиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во II—I тыс. до н.э. у всех народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя, а суждения о последнем передавались в форме мифов.
Примерно с середины I тыс. до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появились первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Тем самым была заложена основа собственно теоретических исследований политики. Этот процесс связан прежде всего с трудами Конфуция [40,52] (551–479 гг. до н.э.), Платона [129] (427—347 до н.э.), Аристотеля [8] (384—322 до н.э.), М.Т. Цицерона [178] (106—43 до н.э.) и других выдающихся мыслителей древности.
Политические учения Востока
Первоначально политические феномены в рамках господствовавших общественно-политических и социокультурных парадигм изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. В этом плане характерен своеобразный универсальный подход, при котором политическое содержание не выделялось из общей суммы всех общественных явлений. Соответственно все знания о социальном были едины и неразделимы.
Из мыслителей Древнего Востока (Египет, Иран, Китай, Вавилон, Ассирия) мы знаем имена Хаммурапи, Заратуштры (Заратустры), Конфуция, Мо-цзы, Шан Яна, Шэнь Бу-хая. Как уже отмечалось, в этот период политическая мысль выражалась в мифологической форме, так как господствовало представление о божественном происхождении власти. Наиболее значительным в систему политических знаний оказался вклад Конфуция. Характерной чертой его учения является антропоцентризм. Конфуция почти не интересовали проблемы космогонии, он уделял мало внимания духам и потустороннему миру. Исходной для него можно считать концепцию «судьбы». Центральное место в учении Конфуция занимает принцип «человечности» - закон идеальных отношений между людьми в семье, в обществе и государстве в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не делай другим». На базе этих этических теорий Конфуций развивал свои политические концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества. Выражая интересы наследственной аристократии, Конфуций объявлял власть государя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости [73].
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 333;