Естественнонаучный фундамент политической науки
Во второй половине XVIII - начале XIX в. были сформулированы важнейшие подходы, ставшие основой для разработки политических теорий и концепций современности. А это создало предпосылки для формирования самостоятельной научной дисциплины, призванной объективно исследовать и анализировать политический мир.
Процесс вычленения политологии с ее собственным понятийно-категориальным аппаратом, методологическими принципами и системой аргументации протекал в общем контексте развития науки Нового времени. Определяющее воздействие на этот процесс оказали, с одной стороны, утверждение атомистических и механистических представлений о мире и обществе, с другой, - ньютоновская картина мира с четко очерченными законами и закономерностями, причинно-следственными детерминациями и т.д. Согласно этим представлениям, социальный мир, подобно природной Вселенной, изображался в виде жестко детерминированного часового механизма, действия которого до тонкостей может понять любой человек, обладающий способностью объять и проанализировать все его элементы и отношения между ними.
Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма стало общепринятым в западном обществознании. Господствовало убеждение о том, что в социальных и политических реальностях будут обнаружены законы и закономерности, которые по своей точности и определенности не будут уступать, например, законам физики. Утверждалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, к юридической логике и сравнительно-правовому анализу и т.д. Исследовательские методы, приемы и понятия, выработанные в естественных науках, становились достоянием социальных и гуманитарных наук. Показательно, что определенные аспекты социальной и политической действительности стали анализироваться с помощью таких заимствованных из естественной науки понятий, как «прогресс», «эволюция», «организм», «порядок» и др. Уже к началу XIX в. утвердилось убеждение в необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.
2.2.2. Концепции первой половины XIX века
В дальнейшем, особенно в работах А.К. Сен-Симона [140] (1760-1825) и О. Конта (1798-1857), акцентировалось внимание на отношениях между людьми в обществе, человеком и обществом, а так называемые моральные науки получили окончательное название «социальные науки», объектом изучения которых стали общество и мир политического в их взаимосвязи и взаимозависимости. Позитивизм О. Конта (1798-1857) и социализм А.К. Сен-Симона, по сути дела, являлись реакцией на идеи социальной атомистики возрожденческо-просветительского индивидуализма и результатов Великой французской революции, стремлением их духовного преодоления. В русле этой традиции О. Конт обосновывал мысль о том, что политическую науку можно возвести в ранг «опытных наук» [72]. Анализируя эти тенденции, А. де Токвиль (1805-1859) пришел к выводу, что одним из средств социальных и политических изменений должна стать «новая политическая наука для нового мира» [154 -73].
В своих поисках органических начал в организации общества они были весьма близки к основателям континентальной консервативной традиции Ж. де Местру [98,99] (1753-1821) и Л. де Бональду [136]. Объясняя власть и общество волей Божьей, Л. де Бональд рассматривал власть как «живое существо», призванное сохранить общество. «Воля этого существа, − говорил он, − называется законом, а его действия – правительством». Общество – это также живое существо, имеющее свое детство, юность, зрелость. Возражая Ж.-Ж. Руссо и И. Канту, считавшим, что общество создано человеком для человека, Л. де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества; общество создается только для самого себя». Критикуя индивидуализм, Л. де Бональд говорил, что в отличие от философов Нового времени, которые создали философию «Я», он хотел создать философию социального человека, философию «Мы». Как считал Л. де Бональд, «в обществе нет прав, а есть только обязанности». Он рассматривал государство как «большую семью», которой и телом и душой принадлежат все составляющие ее «обездоленные индивидуумы». При этом он обосновывал идею вмешательства государства в материальную и моральную жизнь своих членов. Эти и ряд других идей стали основой многих последующих консервативных теорий и концепций государства, политики и политических явлений [136 -249].
2.2.3. Теории середины XIX века
Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология не была дисциплинарно оформлена. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Ф. Либера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г высшей школы политической науки.
XIX в. стал в некотором роде веком не только исторической, но и государствоведческо-правовой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права, отделением государственного права от административного, уголовно-процессуального - от гражданско-процессуального, формированием различных школ права, таких как историческая, позитивистская, реалистическая и т.д. Наметилась тенденция к политизации и социологизации проблематики государства и права и, соответственно, к пересмотру юридического формализма. Немаловажную роль сыграли Р. Иеринг [59,60], С.А. Муромцев [108] (1850-1910), Э. Дюркгейм [55,56] (1858-1917), М. Вебер [25,26] (1864-1920) и др. Сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического представительства, юридический позитивизм и социологическая юриспруденция, теория правового государства и сравнительное правоведение.
При всех выявленных позже недостатках заслуга исторической школы права (Савиньи и др.) состояла в том, что ее представители подчеркивали необходимость изучения правовых установлений в их связи с общим контекстом исторического развития общества. Представители социологической юриспруденции (И. Бентам [18] (1748-1832), Р. Иеринг, С.А. Муромцев и др.), указывая на несостоятельность юридического формализма, обращали внимание на социальные и политические последствия игнорирования законодательства [65].
В 1862 г. Г. Гельмгольц в своей ставшей известной речи практически уравнивал в правах гуманитарные и естественные науки, хотя и признавал, что индуктивный метод применительно к историческому познанию находится в иных условиях, нежели при естественнонаучных исследованиях [143 -86].
Политическая наука обосновывалась на юридических факультетах, но быстро уступила место публичному праву, ее не принимали и на филологических факультетах, где стремилась к своему утверждению дюркгеймовская социология. «Sciences Po», как фамильярно называют Свободную школу политических наук, оставалась до Второй мировой войны средоточием изучения политических дисциплин. В то же самое время происходило интеллектуальное продвижение в электоральных исследованиях, в изучении государства и функционирования парламентских учреждений и т.д.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 388;