В мировой политической практике концепции демок­ратии были реализованы в основном в американской и за­падноевропейской моделях.

В основе американской модели демократии лежат три ринципа:

1) равенство людей (все созданы равными);

2) свобода их самовыражения;

1) 3) признание способности индивида и общества в целом к совершенствованию.

В Европе современная демократия представлена бри­танской и французской моделями. Британская демокра­тия носит плюралистическо-элитистский характер. Правя­щие элиты, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также про­фессиональных политиков. В этой модели особое место от­ведено институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят: а) легитимация существующей политической системы и дея­тельности правительства; б) контроль за политикой прави­тельства; в) политическая интеграция граждан.

Особенностью британской демократии является высо­кая легитимность политических институтов, полити­ческой власти, признание большинством населения обя­занности подчиняться правительству, закону. Господство права — существенная сторона демократических отноше­ний и институтов в Англии. И это при отсутствии писан­ной конституции.

В отличие от англосаксонской демократии француз­скую модель можно охарактеризовать как популярную де­мократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам, включая внесение изменений в Конституцию. Прежде всего необходимо подчеркнуть вы­сокую легитимность и президента и парламента, ибо они избираются всенародно. Президент является гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь парламент, кроме законотвор­чества, имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же, являясь коллегиальным и солидарным органом, назначается президентом и вместе с ним состав­ляет исполнительную власть в республике. Конституция гарантирует основные социальные и политические права.

 

2) Из множества коллективистских теорий и моделей сов­ременной демократии следует выделить социал-демократи­ческую, которая под воздействием современных реалий эво­люционировала в либеральную демократию, сохранив в себе и элементы коллективизма. Отсюда совмещение в ней либеральной ценности — свободы, и социалистических цен­ностей — справедливости и солидарности.

В мировой политической мысли существуют ценнос­тное и рационально-утилитарное обоснования демокра­тии. В первом случае демократия рассматривается как ценность сама по себе, как реализация в государственном устройстве важнейших общечеловеческих ценностей: сво­боды, равенства, социальной справедливости, народов­ластия. При этом следует иметь в виду, что демократичес­кие ценности часто трактуются различными слоями населения по-разному. Например, свобода многими вос­принимается как тяжелое бремя, связанное с риском, от­ветственностью, психологическим дискомфортом. Ей предпочитаются покой, порядок и материальное благосос­тояние.

ТЕМА 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа)

Сущность, структура и функции политической культуры.

 

Западными политологами было замечено, что даже при­мерно равные условия развития политических отношений порождают большое разнообразие политических систем. Исследования подтвердили, что, помимо расстановки и соотношения социально-классовых сил, в развитии поли­тических систем большую роль играет политическая куль­тура населения. Пионерами в исследовании феномена по­литической культуры были американские ученые Г.Алмонд, С.С.Верба, Г.Пауэлл и др.

Чаще всего под "политической культурой" понимается совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и по­литическими общностями в определенной политической системе.

Сущность и характер политической культуры более детально раскрывается через ее структуру. В качестве ос­новных структурных элементов выделяют:

· исторический опыт и политические традиции,

· культуру политического сознания

· культуру политического участия.

· по­литические символику,

· политический язык, мифы и этику.

 

Политический исторический опыт — это совокуп­ность политических навыков, знаний, норм поведения, на­копленных в процессе политической практики.

Опыт, накопленный в процессе эволюции политичес­ких отношений в обществе, приобретает устойчивость и трансформируется в политические традиции, т.е. устойчи­вые, передающиеся из поколения в поколение явления и нормы поведения. Сила политических традиций настоль­ко велика, что они могут значительно воспрепятствовать эволюционным и революционным преобразованиям в по­литической системе.

Вместе с тем традиции являются и стабилизирующим фактором. Так, приверженность таким ценностям, как законопослушание, патриотизм, демократия, крепкая семья, нравственность, обеспечивают согласие в обществе, устойчивость политических систем Швейцарии, Англии и других стран Запада.

 

Политическое сознание —это совокупность полити­ческих знаний, идейно-политических убеждений, полити­ческих ценностей, ориентации и установок, которыми оп­ределяется отношение людей к политической системе, политическим процессам и явлениям. В зависимости от уровня политического сознания это отношение может быть положительным и отрицательным, активным и пас­сивным, рациональным (разумным, целесообразным) и иррациональным (неразумным, бессознательным). Включает в себя такие элементы, как:

 

1) Политические знаниявключают в себя знания о поли­тике, власти, политических режимах, о функционирова­нии государства и других политических институтов, спо­собах влияния на власть, формах участия в политических процессах.

2) менталитет (ментальность). Чаще всего под ним понимают сознательное или бессознательное, логическое или эмоциональное проявле­ние человеком или общественной группой представлений о мире, в том числе и мире политическом, о своем месте в нем. Иными словами, это сформировавшаяся в процессе исторического развития устойчивая модель мышления, идеалов и поведения людей. Это понятие дает возмож­ность отличать одни народы, социальные и демографичес­кие группы от других.

 

Показателями культуры политического участияяв­ляется прежде всего сознательная политическая деятель­ность на благо общества, борьба с аморальными явления­ми в политической жизни: войнами, терроризмом, коррупцией, нарушениями гражданских прав и свобод.

Политическая символика.Символ — это образ, знак, в котором заключен определенный смысл. Через символы выражаются разнообразные политические ценности: суверенитет и мощь государственной власти, единство нации, патриотизм, приверженность демократии, господствующая в государстве идеология и т.д.

Главные государственные символы — государствен­ный флаг (стяг), герб и гимн. Являясь элементом обще­ния, эти символы выступают в качестве своеобразных ви­зитных карточек государства, отражающих его отличия от других стран.

Во многом символический характер носит конституция страны.

 

Поли­тический язык.Постоянно на слуху современного человека такие слова, как "государство", "власть", "президент", "демократия , диктатура , "мир , война , терроризм , "консенсус" и др. Политическое вербальное (словесное) об­щение дополняется элементами невербального — жестами, голосованием, аплодисментами, рукопожатием, отдачей чести и т.п.

Мифы.Миф — это коллективное фантастическое представ­ление о прошлом. Наиболее распространенным является миф "о золотом веке", который адресуется определенным периодам человеческого общества или государства.

Некоторые политологи выделяют как особый элемент политической культуры политическую этику,которую можно определить как совокупность ценностей и норм, ориентирующих и регулирующих действия полити­ков

 

Политическая культура выполняет ряд функций, важнейшими из кото­рых являются познавательная, коммуникативная, интегративная, нормативно-регулятивная, воспитательная.

Познавательная функция предполагает усвоение зна­ний о политике и политической власти, о политических системах и режимах, явлениях политической жизни. В итоге в сознании людей формируются политические уста­новки и ориентации, определяются их политическое пове­дение и участие в политической деятельности.

В результате коммуникативной функции передаются из поколения в поколение политический опыт, традиции, осуществляется взаимодействие различных социальных групп и политических институтов.

Назначение интегративной функции — достижение согласия в обществе на основе общепринятых политичес­ких ценностей, согласования интересов различных общес­твенных групп.

Нормативно-регулятивная функция обеспечивает ре­гулирование политических отношений на основе полити­ческих решений государственных органов и сформировав­шихся у граждан политических ориентации и ценностей.

Воспитательная функция проявляется в целенаправ­ленном воздействии на политическое сознание и поведе­ние граждан и социальных групп со стороны различных политических институтов. Кроме внешнего воспитатель­ного воздействия те или иные политические убеждения и поведение формируются в результате политического само­воспитания.

Типологизация политических культур

 

Политическая культура — явление сложное. Ее неод­нозначность проявляется как в разных политических сис­темах, так и в различные исторические эпохи их развития. Для анализа развития политической культуры использу­ются различные классификации. На сегодняшний день в мировой политологии классической является классифика­ция, разработанная американскими учеными Г.Алмондом и С.Вербой. Они выделили три так называемых "чистых" типа: патриархальную, или приходскую; подданничес­кую, или культуру подчинения; активистскую, или куль­туру участия.

Патриархальную культурухарактеризует полити­ческая неразборчивость, отсутствие интереса к политике, политической системе и политическим институтам, а отсю­да и неучастие в политической жизни. Политические ори­ентации людей растворены в социальных и религиозных установках и ценностях. Такой тип культуры присущ на­чальным этапам формирования политической системы. Он характерен для африканских племен и автономных об­щин.

Подданническая культураотличается от патриар­хальной тем, что в ней присутствует интерес к политике и политическим институтам, но отношение к политической системе в основном эмоциональное (ощущение гордости за нее или, наоборот, неприязни к ней). Носители этой культуры не стремятся воздействовать на власть и ее поли­тику, а предпочитают подчиняться ей, считая, что госу­дарство само должно решать их проблемы.

Активистская культурахарактеризуется активной гражданской позицией, стремлением граждан участвовать в политической жизни и по возможности влиять на поли­тику государства.

Выделив отмеченные типы политической культуры, Г.Алмонд и С.Верба признают, что в чистом виде они не существуют. На практике эти культуры представляют со­бой сочетание тех или иных типов с преобладанием како­го-либо одного из них. На основе "чистых" типов они сформулировали три смешанных: патриархально-поддан­нический, подданническо-активистский, патриархаль­но-активистский. В качестве оптимальной в цивилизационном плане они определили гражданскую культуру. В ней доминирует при наличии элементов патриархальной и подданнической культуры активистская культура. Такая культура, по их мнению, характерна для США и Англии. Гражданскую культуру отличает вера граждан в закон­ность политических институтов, верность основным нап­равлениям государственной политики, терпимость к про­явлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно примирить и гармонизировать.

Наряду с рассмотренной типологией существует це­лый ряд других классификаций политической культуры. Так, русский исследователь Э.Я.Баталов различает куль­туру рыночную и культуру этатистскую. Первой присущи такие элементы рынка, как конкуренция, саморегулирова­ние политических отношений и функционирование политической системы. Для второй характерна определяющая роль государства в регулировании всей политической жизни общества.

 

Польский ученый А.Боднер делит политическую куль­туру на замкнутуюи открытую.В первой выразительно проявляется приверженность национальным политичес­ким ценностям и нормам, религиозным и социальным тра­дициям. Такая культура консервативна, существует авто­номно. Она не воспринимает ценности и нормы, присущие другим политическим системам. Открытый тип культуры характеризуется восприимчивостью к изменениям и ис­пользованием ценностей других политических систем.

Определенному политическому режиму свойственно навязывать гражданам страны свои модели политической культуры, основными из которых являются либераль­но-демократическая и авторитарно-тоталитарная.

Либерально-демократическую модель характеризуют свобода, права человека, гражданское общество, парла­ментаризм, правовое государство, добровольное и созна­тельное политическое участие, плюрализм (многообра­зие) форм собственности, идеологий, мнений, т.е. все то, что принято называть демократией. Причем эти демокра­тические ценности не только декларируются, но и реали­зуются на практике.

Для авторитарно-тоталитарной модели свойствен­ны единая (общественная) собственность, единая идеоло­гия, неприятие плюрализма мнений и инакомыслия, дик­татура правящей партии, культ главы государства, государственное регулирование всех сфер общественной жизни, порядок любой ценой, принудительное участие в политической жизни. Права и свободы только провозгла­шаются, но в действительности не осуществляются.

В политической культуре, помимо типов, выделяют под­типы, или субкультуры: региональные, демографические и др. Так, исследователи региональных особенностей полити­ческой культуры Запада отмечают прежде всего либераль­но-демократические ценности; Востока — приверженность историко-религиозным традициям, ее харизматичность, превосходство административной власти над представи­тельной и судебной.

Различаются политические культуры демографичес­ких общностей. Так, нередко различаются требования сельского и городского населения, предъявляемые к кан­дидатам в органы власти. Имеются отличия в субкультурах пожилых людей и молодежи. Для первых в большей степени характерна приверженность к традициям, для мо­лодежи — к изменениям в политических системах. Имеют особенности политические культуры социальных групп, этносов, религиозных общностей.

Носителем определенного типа или подтипа полити­ческой культуры является и личность. Индивидуальные особенности, участие в политике, качества политического деятеля формируются в процессе политической социали­зации личности. В этом процессе человек принимает ту или иную политическую роль под воздействием различ­ных факторов и средств политического воспитания.

Под политической социализацией личности понимается усвоение индивидом политических ценностей, норм, устано­вок, образцов поведения (т.е. политической культуры), при­сущих данному обществу, социальной общности, группе.

Развитие политической культуры в Беларуси.Поли­тическая культура в Беларуси развивалась в русле поли­тических культур и культурных процессов, протекавших на ее историческом пути. В ее развитии можно выделить

три этапа:

первый — досоветский,

второй — советский

третий — современный этап.

Современная политическая культура республики не только сложна по своему характеру, но и противоречива по направлениям развития, которые отличаются борьбой между традиционными и новыми представлениями о по­литических ценностях. Эти тенденции особенно заметны стали после "перестроечного смятения" политического сознания масс, вызванного развалом СССР и обвальным разрушением политической системы социализма.

К числу таких тенденций относится консервация сохра­нившихся социальных и политических установок и возврат к исчезающим ценностям социалистического общества.

В числе таких установок и ценностей можно выделить следующие; порядок и стабильность общественной жизни; ориентации на социальную справедливость и равенство (хо­тя на практике это равенство в бедности); установка на то, что общественные и личные проблемы могут и должны ре­шать государство и харизматический лидер; коллективизм, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности (совхозы, колхозы, государственные Пред­приятия); негативное отношение к частному предпринима­тельству; интернационализм, союзная наднациональная форма государственности; приоритетная ориентация внеш­неэкономической и внешнеполитической деятельности на Восток; неприятие инакомыслия и оппозиции.

Носителями этой тенденции являются поколения пожи­лых людей и часть людей среднего возраста. Социалистические ценности и установки ха­рактерны для значительной части политической элиты, многих руководителей промышленных предприятий и сельскохозяйственных коллективов. Особенно активно и настойчиво культивируются они политическими партиями левого направления.

Сторонники новационной политической культуры ориентированы на либерально-демократические ценности: демократию, и в первую очередь на утверждение реаль­ных прав и свобод граждан (право на частную собствен­ность, свобода слова, печати и др.); правовое государство и гражданское общество, разделение властей; свободу час­тного предпринимательства, конкуренцию; неприятие ав­торитаризма и тоталитаризма; государственный суверени­тет; приоритетную ориентацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на Запад.

Выразителями новационной тенденции в развитии по­литической культуры Беларуси являются значительная часть молодежи, небольшая часть критически настроен­ных к социалистическим и коммунистическим идеям лю­дей среднего и пожилого возраста. По социальному поло­жению носители этой тенденции — работники, занятые в сфере частного бизнеса и предпринимательства, часть на­учной и творческой интеллигенции. Активистский элемент новационной культуры — члены партий и движений пра­вого направления.

Безусловно, выделение этих тенденций в обобщающем плане не означает, что отмеченные традиционные и либе­рально-демократические политические ценности и ориен­тации в полном наборе проявляются на личностном уров­не. В индивидуальном политическом сознании они могут существовать и в комбинированном виде, в том или ином количестве. В переходный период их сочетание естествен­но. И относиться к ним следует не с радикально отрица­тельных и тем более с враждебных позиций, а с точки зре­ния национальных (государственных) интересов, принимая во внимание мировой опыт и политические тра­диции населения своей страны.

Политическая культура всегда взаимодействует с эконо­мическими отношениями. Рыночные отношения, как пока­зывает мировая практика, благоприятствуют демократичес­кой направленности развития политической культуры, командно-административная экономика обусловливает го­сударственный и авторитарно-тоталитарный характер поли­тической культуры. Не принимать во внимание эту связь в политике нерационально и неэффективно.

Являясь составной частью политической системы, поли­тическая культура испытывает на себе влияние таких ее эле­ментов, как государство, политические партии, обществен­ные организации, средства массовой информации. От культуры их деятельности и воздействия на население во многом зависит будущее политической культуры Беларуси. Дальнейшее развитие политической культуры Белару­си зависит от хода и характера политических процессов в целом, от того, по какому пути пойдет республика. В зна­чительной степени ее будущее зависит от состояния общей культуры населения республики в целом и культуры по­литической элиты в частности. Не следует сбрасывать со счетов и внешнекультурные факторы, т.е. влияние на нее стран Востока или Запада.








Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 676;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.