Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения

 

Оживление культурной и общественной жизни в Европе во времена Возрождения и Просвещения вызвало подъем интереса к политическим явлениям и осмыслению государственного устройства современного мира. В политической теории происходило развитие гуманистических начал, освобождение ее от теологии. Исследователи занялись анализом проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни. Политические исследования проводились Н. Макиавелли [90], М. Лютером [86,87,88,89], Т. Мором [106], Т. Кампанеллой [67], Г. Гроцием [39], Дж. Локком [85] и другими. В этот период созданы фундаментальные трактаты и более мелкие сочинения под красноречивыми названиями: «Государство», «Законы», «Республика», «Государь» и т. д.

Родоначальником политической науки считается Н. Макиавелли, который в работе «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) сформулировал предмет и метод политологии [90]. Макиавеллив течение четырнадцати лет работал секретарем правительства Итальянской республики и наблюдал политику изнутри. Непосредственное участие в политической жизни укрепило его во мнении, что политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач.

Вклад Н. Макиавеллив политическую науку состоит из:

1) обоснования самостоятельности политической сферы, ее относительной автономности от других областей жизни общества (экономики, культуры и т.д.), поскольку политика имеет собственную логику, содержание которой определяет политическая власть (именно власть во всех ее проявлениях и является предметом политической науки);

2) восприятия политики как социальной реальности, а не воображаемого, идеального мира (он перенес политику из сферы воображаемого и желаемого в плоскость объективного и реального; политическая наука, по Н. Макиавелли, должна постигать истинное положение вещей, непосредственно наблюдая за поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием; метод политического реализма, который Н. Макиавелли ввел в политологию, окончательно освободил политику от религии);

3) рассмотрения государства как политической формы организации общества (он различал понятия «общество» и «государство»; формы государства, по его мнению, сменяют друг друга, отражая тем самым состояние общества; Н. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота добра и зла; выделив шесть форм государства, он характеризовал три из них как «дурное во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия), а относительно трех других писал, что они «хороши сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Согласно Н. Макиавелли, форма государства, достигнув предела совершенства, клонится к упадку, переходя в свою противоположность; это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя: монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая, в свою очередь, перерастает в охлократию (власть толпы). Наилучшей формой государства Н. Макиавеллисчитал смешанную, воплощением которой была для него умеренная республика, сочетающая достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие народа в управлении);

4. отделение политики от морали ( политика, по мнению Н.Макиавелли, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации, политика подчинена достижению определенных целей выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали, поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. «Государь, − отмечал мыслитель, − если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». Н. Макиавелли большое внимание уделял личности самого государя, анализировал его черты и качества.

 

Таким образом, Н. Макиавелли в XVI в. однозначно размежевал политическую науку, философию и этику. Он выделил политические исследования в самостоятельное научное направление, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть; его творчество не только ознаменовало крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовало сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть и ее удержание.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Ж. Воден, Т. Гоббс, Б. Спиноза и др. Этапными считаются такие работы, как «О свободе слова» Дж. Мильтона [102] и «Левиафан» Т. Гоббса [37], в них выделялась проблема политического как особой сферы жизнедеятельности людей.

Лежащий в основе их подхода рационализм, в том виде, в каком его первоначально сформулировал Р. Декарт [50] (1596-1650), признавал за действительное только мыслимое содержание. Обратив оружие рационализма против средневековых суеверий, Т. Гоббс (1588-1679) ценил только эмпирический материал. Веруя в познаваемость политических феноменов с помощью математических методов, он определял смысл государства в его полезности и способности обеспечить безопасность и мир для своих граждан. Под воздействием новых естественнонаучных идей Т. Гоббс рассматривал государство в виде грандиозного искусственного человека - Левиафана, в котором разыгрывались исключительно механические процессы и взаимоотношения. Тем самым у Т. Гоббса рационализм и абсолютизм слились в великом синтезе. Философ говорил о необходимости создания науки о политике, которая бы заняла свое место рядом с научными достижениями Коперника, Кеплера и Галилея. Такой наукой он считал политическую философию.

По мнению Т. Гоббса, появлению государства предшествовало так называемое естественное состояние («война всех против всех»), т.е. состояние абсолютной, ничем не ограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Для того чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, люди и заключили общественный договор между собой, взаимно ограничив свою свободу, чтобы существовать в состоянии общественного мира. Согласно этому договору, они вручили свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимися индивидами не нес. Так возникло государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил [37]. Идеалом государства для Т. Гоббса была абсолютная монархия, обладающая неограниченной властью по отношению к обществу.

 








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 512;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.