Медицинское и социальное значение лиц пожилого и старческого возраста. Основы общей гериатрии. Старение и болезнь
Многие из лиц пожилого и старческого возраста по-прежнему (хотя и не в том объеме, как в молодые годы) привносят существенный вклад в экономику, продолжая официально работать. Не нужно также забывать и о том, что лица пожилого и старческого возраста несут в социум знания, передают поколениям молодежи бесценный опыт прожитой жизни, стабилизируя и направляя человечество к вершинам духовности и научно-технического прогресса.
Старость неизбежный этап развития организма; болезнь – нарушение его жизнедеятельности, которое может возникнуть в любом возрастном периоде. Такова точка зрения о соотношении старения и болезни, получившая в настоящее время наиболее широкое признание.
Развитие многих болезней у пожилых и старых людей связано с закономерными возрастными изменениями. Прогрессирование их у многих людей в течение долгого времени и нередко до конца жизни происходит без выраженных болезненных явлений. Однако, при определенных условиях, под влиянием различных внешних причин они могут быть основой развития
болезней. К таким причинам относятся неадекватные для стареющего организма нагрузки, требующие достаточного совершенства приспособительных механизмов (например, инфекционные заболевания, часто приводящие к соматической и психической декомпенсации).
Неприятие представлений о старении как проявлении патологического процесса и о старости, как о болезни, важно не только для осуществления правильного подхода медицинского персонала к пациентам старших возрастных групп, но и для рациональной организации гериатрической помощи.
Медицинскому персоналу (не только врачу, но и медицинской сестре) следует хорошо усвоить положение, что особенности организма людей старших возрастных групп требуют особого подхода к распознаванию и лечению их заболеваний, организации и проведению медицинского ухода.
Множественность патологии. Прежде всего, необходимо учитывать обычную для людей пожилого и старческого возраста множественность патологии. Как правило, при тщательном обследовании больных этих возрастных групп находят патологические изменения в различных физиологических системах. Часто они обусловлены разными причинами, обычно тесно связанными с изменениями возрастного характера. (Патологию больных старых людей нередко сравнивают с айсбергом, у которого более 6/7 объема скрыто под водой. Жалобы больного направляют внимание врача только на вершину этого айсберга, между тем для правильного лечения необходимо знать всю патологию, то есть «увидеть» весь айсберг.)
В среднем при клиническом обследовании больных пожилого и старческого возраста диагностируется не менее пяти болезней, проявлений патологических процессов.
Пожилой или старый человек, вынужденный долго находиться в лечебном учреждении или интернате, должен обладать определенной свободой, правом сохранения индивидуальности, некоторых привычек, элементов обычной окружающей его обстановки. Он должен чувствовать себя хозяином тех нескольких квадратных метров площади, на которых ему предстоит прожить определенное, часто весьма длительное время. В больнице это могут быть фотографии, альбомы, напоминающие о прошлом, мелкие элементы хобби – бескорыстного увлечения больного. В доме-интернате, по существу последнем доме на завершающем этапе существования пожилого или старого человека, помимо этого, еще удобное, привычное кресло, некоторые другие предметы мебели и обихода в значительной мере скрашивают его жизнь, способствуют сохранению индивидуальности, уважения к себе, в какой-то мере примиряют старого человека с необходимостью делить свою площадь с другим
человеком.
Обслуживающий персонал должен стремиться по возможности уменьшить неудобства, с которыми сталкивается больной, не ущемляя его инициативы в смысле самообслуживания. Жесткие требования соблюдения несущественных элементов распорядка дня обычно приносят отрицательные результаты, вызывают раздражение больного, стычки с медицинским персоналом. Сделать больного старика сугубо «дисциплинированным», лишить его индивидуальности, безобидных привычек, связи с прошлым, подавить волю – значит ослабить его интерес к жизни, волю к выздоровлению. Более свободным, чем в обычных больницах, должен быть доступ родственников. Хорошо, если гериатрическое учреждение размещается в черте города или в месте, не очень отдаленном от его центра. Больного следует стимулировать к уходу за собой, сохранению привлекательности и опрятности, контактам с окружающими, занятиям трудотерапией. Все это, однако, должно достигаться путем тактичных разъяснений, а не приказаний, часто дающих отрицательные реакции.
Врач и медицинская сестра должны уметь хранить тайну и
не злоупотреблять доверием, которым они пользуются в силу
своего положения. Нельзя доводить до сведения больных все, что обсуждается медицинским персоналом. Для мнительного больного часто достаточно неосторожного слова, жеста, чтобы сделать неправильные выводы о состоянии своего здоровья.
Нерадостные мысли о предстоящей жизни, страданиях, причиняемых болезнью, смерти естественны для больного старого человека.
Отношение к смерти часто зависит от того, как старый человек рассматривает пройденный жизненный путь. При наличии
психологического контакта между врачом и пациентом врач должен проявить способности психолога. Важно внушить больному, что жизнь прожита недаром, что позади деятельность, принесшая большую пользу обществу, выполненный родительский долг. Достаточная эффективность бесед на эти темы – результат не одной встречи, а длительного общения при условии большого авторитета врача и доверия к нему.
Особенности и методика сбора анамнеза. Возрастные особенности организма пожилого и старого человека, особенно его психики и клинических проявлений болезни требуют особого подхода к расспросу пациента.
Получение подробного анамнеза и его оценка требуют от
врача знания возрастных изменений органов и систем, того, как эти изменения влияют на психологию старого человека, его ориентацию в окружающей среде. Умение собрать анамнез у пациента пожилого и особенно старческого возраста является показателем мастерства клинициста, его способности учитывать все трудности, возникающие на пути диагностики заболевания у гериатрического больного.
Опрос гериатрического пациента, как правило, имеющего
нарушения ряда систем организма, требует большего времени, чем опрос молодого человека. Следует учитывать возможности нарушения у больного слуха, зрения, замедленности реакций. Если больной систематически пользуется слуховым аппаратом, то он должен быть использован при опросе, так же как и очки, вставные зубы. Лицо врача должно быть достаточно освещено, так как движение его губ в какой-то степени помогает больному понять вопрос, а выражение лица, отражающее интерес и сочувствие, способствует психологическому контакту. Надо говорить ясно и несколько более медленно, чем обычно, не кричать в ухо больному. Следует учитывать, что глухота пациента и непонимание задаваемых вопросов может объясняться наличием серных пробок в ушах, поэтому после их удаления следует провести повторный опрос. Если больной пришел с родственниками, то вначале следует расспросить их в его отсутствие, что позволяет выяснить многие стороны личностных взаимоотношений и положения больного в семье, возможность оказания ухода, пути реабилитации. Первичный анамнез больного с явлениями деменции должны собираться с обязательным участием родственников.
Личностные особенности сохраняются и в пожилом, старческом возрасте. Существуют так называемые недовольные пациенты. Эти особенности не всегда следует трактовать как про
явление болезни, если пациент всегда был человеком «трудным» во взаимоотношениях с окружающими.
Часто гериатрический больной неадекватно относится к своему состоянию, трактует симптомы заболевания как проявления старости. Основные (по мнению пациента) жалобы бывают множественными и неспецифическими, не соответствующими определенной картине заболевания. Обычно во время опроса стремятся выяснить наличие стенокардии, гипертензии, инсульта, депрессии, злокачественной опухоли, диабета, артрита. Некоторые из этих заболеваний требуют внимания в первую очередь. Однако многие проявления патологических процессов могут быть и упущены, так как они не являются, по мнению больного, «главными» заболеваниями, и он может о них не сказать. Это стрессовое недержание мочи, никтурия, снижение слуха, головокружения, падения, чувство тревоги и так далее. Поэтому следует обращать внимание и на так называемые малые жалобы, которые должны быть тщательно изучены. Так, прогрессирующая слабость, недостаточное удержание кала или, наоборот, появление запоров, которые больному кажутся незначительными симптомами, могут оказаться проявлениями тяжелых заболеваний. Перелом бедра может определяться не сильной болью и напряжением мышц бедра, а невозможностью прийти в поликлинику из-за боли в колене или спутанности сознания и так далее.
Важное место в анамнезе пожилого и старого пациента занимает знакомство с ним как личностью, что соответствует классическому положению «лечить не болезнь, а больного». Необходимо выяснить жизненный, трудовой анамнез пациента; получить представление о распорядке дня, недели, жизни больного, его дневной активности (чтение, просмотр телевизионных передач), диете, трудовой деятельности, наличии увлечений, планов на будущее и так далее. Если вся эта информация собирается тактично и с чувством заинтересованности то у больного возникает доверие к врачу.
Классическая форма анамнеза, модифицированная для гериатрического больного, включает: 1) опрос по всем системам организма человека; 2) медицинский и хирургический анамнез (перенесенные заболевания, операции, кожвензаболевания); 3) семейный анамнез; 4) социальный анамнез; 5) режим питания; 6) проведенное ранее и проводимое лечение; 7) психиатрический и сексуальный анамнез. При опросе по пунктам 1–3 следует руководствоваться данными, отраженными в соответствующих главах этого пособия, характеризующих как возрастные изменения органов и систем, так и особенности заболеваний, патологических процессов.
Социальный анамнез включает вопросы о месте и условиях проживания, составе семьи и внутрисемейных взаимоотношениях, обеспечивающих поддержку пожилого или старого человека, контактах с друзьями и знакомыми. Следует выяснить, пользуется ли пациент помощью со стороны медицинских и социальных служб, продолжает ли профессиональную или другую трудовую деятельность и в каком объеме, как переносит служебные нагрузки, удовлетворен ли работой. У неработающих следует деликатно выяснить, как они пережили или переживают прекращение трудовой деятельности, участвуют ли в общественной жизни, адаптировались ли к новым условиям существования. Необходимо крайне осторожно расспросить больного, как он перенес смерть жены (мужа), если таковая произошла, не развилась ли тенденция к самоизоляции, уходу от друзей и близких и так далее.
Режим питания складывается из таких факторов, как периодичность приема пищи, в том числе горячей, и сбалансирование диеты: взаимоотношение между содержанием в пище жиров, углеводов, количество которых должно быть сниженным, и полноценной белковой пищей (мясо, рыба, яичный белок, молочные продукты, особенно нежирный творог, и молоко). Необходимо выяснить, хорошо ли больной жует, исправны ли зубные протезы, какова диета в прошлом и настоящем, может ли сам готовить горячую пищу, потребляет ли алкоголь и в каких количествах, похудел ли в последние месяцы, годы, как далеко от дома до продуктового магазина, рынка или столовой и так далее.
Проведенное и проводимое лечение – необходимо уточнить, как пациент переносит физическую нагрузку, связанную с профессиональной деятельностью, длительные прогулки, элементы физической культуры, лекарственную терапию. Желательно, чтобы пациент продемонстрировал врачу все лекарственные средства (или их перечень), которые он принимал или принимает в настоящее время, объяснил последовательность и длительность медикаментозной терапии. Большое значение имеет информация об изменении самочувствия, снижении симптомов заболевания или появлении новых неприятных ощущений, связанных с приемом лекарственных средств.
Психиатрический анамнез – у больного следует выяснить, бывают ли у него тревожно-депрессивные состояния, суицидальные мысли, с чем связано их появление; наличие психических заболеваний у родственников.
Сексуальный анамнез может быть собран только в том случае, если между пациентом и врачом сложатся доверительные отношения.
Вопросы:
1 Особенности опроса пожилого человека.
2 Что в себя включает классическая форма анамнеза, модифицированная для гериатрического больного?
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 606;