Структурность восприятия.
С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимает фактически абстрагированную из этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течении некоторого времени. Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать у него в голове. Обычно, слушающий музыку, понимает музыкальную мелодию, воспринимая её как структуру в целом, в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.
Вследствие множества степеней свободы положения окружающих объектов по отношению к воспринимающему субъекту, бесконечному многообразию условий их появления, эти объекты непрерывно изменяют свой облик, поворачиваются к воспринимающему человеку различными сторонами. При этом, соответственно, изменяются и перцептивные процессы, и, лишь благодаря свойству константности - способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих акт восприятия) компенсировать эти изменения - мы всегда воспринимаем предметы, как относительно постоянные по цвету, форме, величине.
Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия также зависит от поставленной перед человеком задачи. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка человека. В процессе восприятия всегда участвуют эмоции, которые могут изменить его содержание.
Наше познание объективной действительности начинается с ощущения и восприятия. Но оно не заканчивается на этом. От ощущения и восприятия познание переходит к мышлению.
Мышление.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий - сопоставляет, сравнивает, анализирует и глубже познает связи и сущность исследуемых объектов. При переходе от случайных связей к существенным, значимым связям, мышление раскрывает закономерности, или законы действительности.
Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, творческим преобразованием действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление, в отличие от восприятия, выходит за пределы чувственных данных, расширяет границы познания.
Мышление, в отличие от других познавательных процессов, совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Нередко, она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза.
Анализ - это мысленное расчленение предмета на составляющие его элементы с последующим сравнением.
Синтез -построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
С. Л. Рубинштейн писал: «Анализ и синтез - общие знаменатели всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект, в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего, анализа, синтеза и обобщения».
Абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности самостоятельно не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного изучения предмета или явления, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 778;