Понятие движения. Концептуальные интерпретации движения.
Философское учение о материи требует ответа и на вопрос о том, как существует материя – находится ли она в движении или покое, что такое движение, что такое пространство, время. И на эти вопросы уже пытались ответить материалисты античности. Они считали, что материя всегда в движении, но движение понимали, как простое перемещение в независимом от материи пространстве. Так, Аристотель считал, что «незнание движения влечет за собой незнание природы».
Примерно такой точки зрения придерживались и выдающиеся материалисты XVIII века – Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри и др. Но уже в XIX веке создатели диалектического материализма – Маркс и Энгельс высказали мысль, что материя, движение, пространство и время не изолированы друг от друга, они находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Они дали иное, отличное от прежних определений, понимание движения. Под движением следует понимать не только перемещение в пространстве, но любое изменение материальных объектов. «Движение есть изменение вообще» - таково понимание движения с позиции диалектического материализма. Движение неотделимо от материи, оно есть способ существования материи. Покой только относителен.
Все материальные образования находятся в постоянном движении. В обыденном понимании движение – это простое перемещение в пространстве. Но в действительности все обстоит гораздо сложнее. Перемещение в пространстве – это только одна из многочисленных форм движения. Например, свет – это тоже движение, как и рост растения и всего живого. Развитие общества, переход от одной ступени к другой – тоже движение. Обобщая эти и многие другие факты, можно сделать вывод, что движение– это всякое изменение, происходящее в мире. «Движение есть изменение вообще» – в этой краткой формуле содержится глубокое научное и философское понимание движения.
Но изменения происходят постоянно, они весьма разнообразны. Их можно классифицировать с учетом материальных носителей, области распространения, собственных законов. Еще во второй половине XIX века Ф. Энгельс, опираясь на научные знания своего времени, выделил пять основных формдвижения:
· механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве;
· физическое (по существу тепловое);
· химическое движение - движение атомов внутри молекул4
· органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни;
· социальное движение (все изменения в обществе).
Эта классификация к настоящему времени расширена. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:
· пространственное перемещение;
· электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;
· гравитационную форму движения;
· сильное (ядерное) взаимодействие;
· слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);
· химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);
· геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах – материках, слоях земной коры и т.д.);
· биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т.д.;
· социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).
Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.
Эти принципы не утратят своего значения и в дальнейшем. Важнейшим из них является принцип систематизации форм движения в направлении от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, протекающих в социуме.
Важен и принцип связи каждой формы с определенным материальным носителем. Не менее важен и принцип обусловленности высших форм движения низшими и несводимость высших форм к низшим. Например, несостоятельной является попытка переноса законов биологического развития на социум. Так же несостоятельным является стремление увидеть в низших формах движения материи элементы высших (панпсихизм). Наконец, классификация позволяет видеть связь форм движения с определенными группами наук и связывать формы движения с классификацией наук. Эти формы движения показывают, что оно не может существовать без материального носителя (вещества или поля).
Движение обладает целым рядом важнейших свойств. Во-первых, оно существует объективно, независимо от человека - материя сама по себе имеет причину своих изменений. Во-вторых, оно носит всеобщий характер, поскольку нет материи без движения, и поэтому движение выступает как атрибут (неотъемлемое свойство) материи.
В-третьих, оно несотворимо и неуничтожимо. Нельзя говорить о начале или конце движения – можно говорить о начале движения объекта из состояния покоя и о возвращении объекта в состоянии покоя. Но при этом важно понимать, что движение абсолютно, а покой всегда только относителен, то есть возможен только по отношению к другому объекту (земля, например), который сам находится в движении. Покой всегда включен в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 315;