Диалектика и ее альтернативы в истории философии
Для теории и практики важно знать не только что представляет собой окружающий мир, но и в каком состоянии он находится, что с ним и в нем происходит. Ответ на эти вопросы дает диалектика – теория и метод познания действительности, наука о всеобщих связях и развитии природы, общества и мышления.
Диалектика прошла сложный и длительный путь становления. Стихийная диалектика древних мыслителей основывалась на наблюдении, жизненном опыте, здравом смысле. Согласно даосизму, в мире нет ничего постоянного, одни вещи приходят, другие уходят. По Гераклиту все существует и в то же время не существует, все течет и изменяется. Сократ, введший это понятие, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины в диалоге с помощью майевтики – системы целенаправленных вопросов оппоненту. Сократу пришлось вести борьбу с софистикой – крупным альтернативным диалектике направлением, ставившем целью победу в споре с помощью хитроумных уловок-софизмов.
Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. В средние века искусство диалога культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих.
В Новое время впервые Гегелем была разработана теория диалектики как развития сознания, Абсолютной идеи. Идеалистическая диалектика показала несостоятельность другого крупного альтернативного направления – метафизики. Метафизическое, догматическое мышление, классически представленное в книге «Экклезиаст» в Ветхом завете, отрицает развитие, утверждает, что ничто не ново под Луной, что было, то и будет, и если есть изменения, то типа круговорота воды в природе.
В противовес концепции Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику. К. Маркс в фундаментальном труде «Капитал» впервые обосновал и показал действие законов диалектики в развитии социальных процессов, а Ф. Энгельс в работе «Диалектика» природы» раскрыл действие законов диалектики в природных процессах и научном познании.
В ХХ веке принцип развития приобрел такое же решающее значение в науках о неживой природе, как и в биологии. Весьма глубоко проник он в космологию, химию и в физику микромира.
Осознание научным сообществом универсальности процесса развития привело к возникновению новых междисциплинарных направлений в науке, таких как синергетика, системология, информатика и др.
Резюмируя краткую ретроспективу становления современной диалектики, с полным основанием можно утверждать, что с середины XIX века принцип развития стал (и до сих пор остается) одним из центральных мировоззренческих и методологических оснований человеческого мышления.
В середине XIX века К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана материалистическая диалектика, опирающаяся на достижения естествознания и показывающая, что развитие присуще не только сознанию, но и самой природе. Диалектика была подразделена на объективную – диалектику природы, и субъективную – диалектику мышления, познания. Субъективная, т.е. принадлежащая мыслящему субъекту, диалектика есть отражение объективной
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 367;