Объективное и субъективное в диалектике.
Поскольку мир представляет собой фундаментальную дихотомию материи и сознания, то и в самой диалектике, как учении о развитии мира, содержится фундаментальная теоретическая дихотомия объективного и субъективного. В связи с этим единая философская теория развития представляет собой единство объективной и субъективной диалектики.
Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, т. е. в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез).
Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в субъективной реальности, т. е. в сознании человека, в его психике, в мышлении. Самой общей формой бытия сознания является познание, как процесс отражения объективного и субъективного миров. Поэтому субъективная диалектика является диалектикой знания и диалектикой отражения. В субъективной диалектике можно выделить теорию развития знания и теорию развития мышления (диалектическую или содержательную логику).
Теория развития знания изучает процессы превращения познания в знание, диалектику истины и заблуждения; исследует условия возникновения, развития и направленности познания. Предмет диалектической логики – отношения логических форм (форм мышления) и их содержания.
Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся деятельности человека и общества. Их тождество в том, что содержание одной и другой объективно. Различие субъективной и объективной диалектики в форме проявления законов развития: в природе и обществе она объективна, в сознании и мысли – субъективна. Тождество и различие в единстве объективной и субъективной диалектики отражено в следующих аспектах:
1. Субъективная диалектика детерминирована объективной;
2. Первая отражает вторую;
3. Субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной;
4. Их единство есть процесс развертывания отношения мышление – история – природа (диалектику, поэтому называют – учение о развитии природы, общества и мышления);
5. Единство двух сторон диалектики никогда не было и никогда не будет дано в полном объеме, так, как и природа, и общество, и мышление постоянно развиваются.
Современная стадия развития человечества характеризуется интенсивно возрастающей ролью субъективной диалектики, предполагающей ответственность человечества, как за свое собственное развитие, так и за эволюцию природы, по крайней мере, в пределах планеты Земля.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 1652;