Объективное вменение
Наказание стало применяться при наличии вины, хотя случаи безвиновной ответственности сохранялись, когда невыгодные последствия наказания распространялись на невинную семью осужденного по государственным и религиозным преступлениям, и к уголовному суду в качестве подсудимых привлекались не только люди, но и животные до XVIII в. В уголовном праве индивидуальная ответственность виновного и его соучастников установилась постепенно. В странах Западной Европы в XVI-XVIII вв. индивидуальная ответственность установилась за преступления против личности, но за государственные и религиозные преступления отвечали члены семьи преступника. В древнем и средневековом праве существовало объективное вменение - вменение действий без учета вины, когда наказание применялось к невиновным членам семьи преступника. Жена и дети осуждённого за тяжкое государственное преступление приговаривались к конфискации всего имущества и изгнанию из страны. В случае возвращения их вешали. Дом виновного в государственной измене разрушался.
Так, в 1610 г. родители убийцы французского короля Генриха IV Равальяка, а в 1757 г. родители Дамиана, который покушался на жизнь французского короля Людовика XV, были изгнаны из Франции. Причём им было объявлено, что если они возвратятся, то будут повешены или задушены.
Почему за государственные и религиозные преступления отвечали невиновные члены семьи преступника? Основополагающее значение здесь имела христианская идея о всеобщей взаимосвязи мировых явлений. В соответствии с этой идеей все действия людей не бывают изолированными, всё влияет на всё. Люди рассматриваются как члены единого общественного тела, в котором болезнь одного органа приводит к недомоганию, а то и смерти всего организма. Действия человека, независимо от его желаний, отражаются на других людях. Действия одного влияют на многих. Так, за деяния грешных царей расплачиваются всевозможными бедствиями народы.
Один из отцов христианской церкви Василий Великий поучал страдавших от жажды и голода жителей Кесарии Капподокийской: «И за немногих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяния одного вкушают плоды его многие. Ахар учинил святотатство, и был побит весь его полк; еще Замврий блудодействовал с мадианитянкою, и Израиль понес наказание». В земном порядке вещей грех и воздаяние часто не следуют непосредственно друг за другом, но бывают разделены многими годами и даже поколениями. За государственные преступления целые семьи погибали за ошибки своих отцов.
Ответственность за преступление не ограничивалась самим преступником, но в некоторых особенно тяжелых случаях переходила также и на его потомство. Ответственность распространялась и на семью преступника. Этот принцип действовал и в римском уголовном праве, но он применялся в государственных интересах, а потому в особенности в делах об оскорблении величия императора. Римские юристы оправдывали этот обычай тем, что дети подобны своим родителям и можно опасаться, что в детях повторятся отцовские преступления. Если римские императоры не казнили смертью невиновных сыновей государственного преступника, то единственно только из милости, в виде исключения.
Английская юриспруденция оправдывала уголовную ответственность невиновной семьи государственного преступника порчей крови. Считалось, что преступники передают детям кровь в испорченном виде, а вместе с испорченной кровью и свою преступность.
В средние же века наказание семьи государственного преступника выводили из ветхозаветных представлений о божеском правосудии. Слова Бога: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои», послужили основанием этих принципов уголовного права. Исходя из этого ветхозаветного учения, каноническое право устанавливало: «во многих случаях и по суду Божию дети наказываются за грехи их отцов в их временных благах, и по церковным узаконением наказание ложится иногда не только на самого преступника, но и на тех, кто от него происходит».
Одним из таких случаев, в которых применялся такой принцип, была éресь, которая наказывалась конфискацией имущества и таким образом у детей еретикá отнималось их наследство. Это наказание должно было применяться даже и тогда, когда дети еретика были правоверными католиками. Папа Александр IV своим законом не допускал потомков еретиков к занятию никаких духовных должностей и мест. Далее, в случае, если бы церковный староста или попечитель, или вассал церкви, совершил убийство духовного лица, принадлежащего к той же церкви, то наказание за это, согласно постановлению четвертого Латеранского собора 1216 г., должно было распространяться и на его потомство до четвертого поколения. До четвертого поколения никто из потомков преступника не мог быть принят в какую-либо духовную коллегию или избран на высшую должность какого-нибудь ордена.
Ветхий завет не требовал наказывать ни в чем неповинных детей, родители которых совершили преступление: «Да не будут умерщвлены отцы за детей и дети не будут умерщвлены за отцов - каждый смерти будет предан за свой грех» (Второзаконие (гл. 24, ст. 16). Однако жизненный опыт показывает, что если дети не несут непосредственной ответственности за преступления родителей, то опосредованно несколько поколений могут расплачиваться за чьё-то аморальное поведение. Дурной пример, показанный отцом, может испортить жизнь детей. Поэтому для всех, кто верит в Бога, дополнительной сдерживающей силой, удаляющей от совершения преступления, кроме боязни нарушить волю Бога, должна быть любовь к собственным детям, на которых поведение и мировоззрение родителей всегда оказывает сильное влияние. Для каждого должно быть очевидно, что если родители, совершая дурной поступок, так или иначе осознают недопустимость своего поведения, то дети, сочтя их поступки нормой, будут поступать также и, будучи лишены возможности осознать, что совершают преступление, не смогут раскаяться.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 309;