Религиозная философия.
Антиклассические ориентации в 19 – 20 столетиях не являются единственными. Им постоянно противостояло то несколько ослабевающее, то вновь усиливающееся движение в защиту философской классики. Причина его влияния кроется, прежде всего, в самой философии, в ее органической связи с историей философской мысли. Немалую роль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы резко отвергают прежние ценности и традиции, другие же философы горячо берут их под защиту, ибо находят в них способ сохранения самой философии. Поэтому в конце 19 – начале 20 века, наряду с идеями о необратимом кризисе цивилизации и культуры, появились и стали развиваться философские направления, открыто объявившие своей целью сохранение классического наследия. Под лозунгами: «Назад к Канту» родилось неокантианство, «Назад к Гегелю» формируется неогегелианство.
Стремление сохранить классические корни философии провозгласило также влиятельное течение религиозной философии, возникшее в 70–х годах 19 века и получившее название неотомизма. Это направление существует и в наши дни и поддерживается католической церковью.
Неотомизм.
Наиболее известные неотомисты 20 века – Ж. Маритен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 – 1978). Но еще долее влиятельными в 20 веке были авторы, которые придерживались некоторых устоев неотомистской мысли, но в философии шли своими путями (Г. Марсель, 1888 – 1979; П. Тейяр де Шарден, 1881 – 1955; и др.).
Главное назначение неотомизма – подвести философский фундамент под догматы католицизма. Неотомизм – обновленная философия средневекового схоласта Фомы Аквинского, которая возведена в ранг официальной доктрины католической церкви в последней трети 19 века.
Используя категориальный аппарат аристотелевской философии, Фома обосновал принцип гармонии веры и разума. Он также разработал «космологическое доказательство» бытия Бога.
Можно назвать основные причины обращения церкви к идеям томизма в 19 веке.
ü В это время на историческую арену выходит пролетариат с идеей преобразования общества путем революционной борьбы. Церковь же ищет способ противодействия социальным беспорядкам: «направить народ на путь веры и спасения».
ü Стремление церкви приспособиться к научно-технической революции в естествознании кона 19 века.
Стремление идти в ногу со временем вынуждает неотомистов с чувством неудовлетворенности отмечать оторванность католической церкви от развития науки в Новое и Новейшее время. Существование былых конфликтов между религией и наукой они считают досадным недоразумением. Особое внимание уделяется науке в нынешних условиях. Будущее христианской философии, считает Жильсон, зависит от того, будут ли ее представители участвовать в научных спорах по математике, физике, биологии, природознанию вообще. В соответствии с этими установками в системе теологических учреждений Ватикана созданы исследовательские центры по изучению психологии, физиологии, физики и других наук. Пользуется известностью, к примеру, психологическая лаборатория, функционирующая в Высшем томистском институте при университете в Лувене (Бельгия).
Неотомизм стремится использовать в своих интересах нерешенные проблемы, спорные вопросы, гипотезы, препарируя их в духе теологии. При этом он до известных пределов готов отмежеваться от традиционной библейской трактовки тех или иных вопросов, когда она вступает в явное противоречие с наукой.
В целом революционные изменения во всех областях жизни в 20 столетии сориентировали философию на уход от попыток систематизаций мира или научных дисциплин, от проектов преобразования социальной действительности к постижению мира повседневной жизни, ее смыслов и ценностей, к снятию напряжений между сферами культуры.
Русская философия.
План.
1. Особенности восточнославянской философии.
2. Становление восточнославянской мысли.
3. Философия 19 – начала 20 века.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 247;