Позитивистская философия.
Проблематика позитивизма концентрируется вокруг философского анализа научного знания, и поэтому позитивизм приобрел влияние главным образом среди представителей естественных наук.
Позитивизм прошел длительную эволюцию. Он означает философскую доктрину положительного знания, которая пытается выделить подлинное знание из псевдознания. Для позитивизма характерно резко отрицательное отношение к традиционной философии
4 исторические формы позитивизма:
1. Позитивизм.
2. Эмпириокритицизм.
3. Неопозитивизм.
4. Постпозитивизм.
Первая форма позитивизма сложилась в 30 – 40 годы 19 века. Основатель – О. Конт (1798 – 1857).
Удел науки не объяснение, а описание вещей. Наука не способна ответить на вопрос «Почему?», она должна ограничиваться констатацией фактов и отвечать на вопрос «Как?». Это должно касаться не только частных наук, но и философии. Философия не может быть наукой о самом бытии. Задача положительной философии – систематизация конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Эмпириокритицизм (19 – 20 вв.). Э. Мах (1838 – 1916), Р. Авенариус (1843 -1896). Философия сводится к теории познания. Эмпириокритицизм – «критика опыта», предполагает «очищение» опыта от всех положений, имеющих метафизическую природу.
Если создатели «второго позитивизма» стремились построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм попытался обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследования. Неопозитивизм практически одновременно зарождается в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы 20 в. (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Идеи этого этапа позитивизма вылились в философское учение, получившее название аналитическая философия.
Философия не есть наука о какой-то реальности. Она не изучает мир (этим занимаются частные науки). Философия не есть и теория познания. Она особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.
Обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Из них и состоит большей частью традиционная философия. Чтобы этого избежать, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей. Таким языком является язык математической логики.
Неопозитивизм не смог решить те задачи, которые перед собой поставил. Это вызвало его внутренний кризис и с конца 50 – начала 60-х теряет свое влияние как философское направление в исследовании науки. Появляется «четвертый позитивизм» - постпозитивизм, который пересматривает проблематику философии, ее роль в науке и обществе. (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейрабенд и др.).
Главная проблема – динамика научного знания. Постпозитивизм интересуют: социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т. д. Показательным для постпозитивизма является признание им идеи обусловленности науки внешними факторами (социальными, культурными).
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 258;