Немецкая классическая философия. И. Кант.
Особым этапом в развитии философии стала немецкая классическая философия. Её представители – Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. К их числу некоторые относят также Л. Фейербаха. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804).
В философии Канта выделяются два периода: 1) Докритический, до 1770 г. 2) Критический – после 1770 г.
В первый период Кант занимался естествознанием и выступал в основном как материалист. Он высказал гипотезу возникновения солнечной системы из газопылевой туманности, объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением Земли и Луны. Заслуга Канта в этот период состояла в том, что он с позиций материализма и диалектики раскрывал единство, взаимосвязи и развитие материального мира.
Главные работы Канта во второй период: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Кант подверг критическому анализу познавательные способности человека. Он исходил из того, что независимо от человека существует объект познания – внешний предметный мир. Здесь он выступает как материалист. Познание проходит в три этапа: чувственное познание, рассудок и разум.
1) На этапе чувственного познания внешний мир вызывает в человеке поток ощущений, хаотичный, неупорядоченный в пространстве и времени. Пространство и время – это не свойства внешнего мира, а субъективные формы, с помощью которых человеческие чувства воспринимают мир.
2) На втором этапе рассудок с помощью понятий составляет суждения. Он использует для этого априорные категории – это понятия, которые заложены в сознании изначально, до опыта (a priori – без опыта). С помощью них рассудок упорядочивает полученные ощущения, устанавливает причинные связи и законы. Так формируется знание. Но это знание не отражает внешний мир. Оно искусственно конструируется самим человеческим сознанием. Наука упорядочивает мир, а не сам мир является упорядоченным. Человек не способен понять мир таким, какой он сам по себе. Внешние объекты остаются непознаваемы. Это «вещи в себе». То, какими человек их представляет – это «вещи для нас». Т.о. Кант пришел к субъективному идеализму и агностицизму. Агностицизм – это философское учение, отрицающее познаваемость мира.
3) На третьем этапе разум выводит умозаключения. Разум, выходя за пределы возможного опыта, запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях. Антиномии - пары противоположных по смыслу, но равнодоказуемых суждений. Например: Мир конечен во времени и пространстве – мир бесконечен. В мире существует свобода – в мире всё происходит с неизбежностью. Разум может доказать исключающие друг друга суждения, а значит его выводам нельзя доверять. Заслуга Канта в том, что он понял противоречивость разума. Недостаток в том, что он не понял противоречивость самого объективного мира. Кант разработал субъективную диалектику, т.е. диалектику процесса познания, раскрыл реальные трудности и противоречия этого процесса. Но он преувеличил эти трудности и пришёл к выводу о непознаваемости мира.
В области этики Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив – нравственный закон, обязательный для исполнения в любых обстоятельствах: 1) Следует рассматривать людей как цель, а не как средство; 2) Следует поступать так, чтобы личные принципы могли стать основой всеобщего законодательства. Этика Канта гуманистична, но абстрактна.
4. Философия Гегеля(1770-1831).
Философия Гегеля стала попыткой объединить в одну систему все научные знания эпохи. Не случайно, одна из главных его работ называется “Энциклопедия философских наук”. Благодаря своей систематичности, идеи Гегеля имели огромную популярность.
Система философских взглядов Гегеля является примером объективного идеализма. Он предположил, что эволюция природы и история общества подчинены разумным законам. Следовательно, развитием управляет разумная сила, которая постепенно реализует свой замысел. Гегель назвал эту силу Абсолютная идея - это сценарий развития мира, свод понятий, принципов и законов, в соответствии с которыми развивается мир. Абсолютная идея в своём развитии проходит три этапа: 1) Понятия и законы существуют в чистом виде, в виде замысла 2) Замысел воплощается в природе, природа развивается по установленным законам 3) Замысел воплощается в человеке и обществе, Абсолютная идея направляет историю. По мнению Гегеля, развитие должно остановиться, когда Абсолютная идея достигнет своих целей.
Но главным достижением Гегеля стала разработка диалектического метода, понятий, принципов и законов диалектики. Он доказывал, что источником развития являются противоречия, что в развитии количественные изменения переходят в качественные, что развитие может быть цикличным. Но диалектика Гегеля была идеалистической. Т.е. он приписывал эти законы не природе самой по себе, а разуму, руководящему природой.
Диалектический метод Гегеля предполагает всеобщность и бесконечность развития. Но идеалистическая система Гегеля предполагает, что история кончится. Таким образом, система и метод Гегеля приходят в противоречие.
5. Философия Фейербаха (1804-1872).
Фейербах с позиции материализма подверг критике систему Гегеля. Он доказывал, что взгляды Гегеля являются скрытой формой религии, что природа – это единственная, вечная и самостоятельная субстанция. В центр своей философии Фейербах поставил человека, в котором видел только природное существо, высший продукт природы. Фейербах не понимал, что человек – это прежде всего продукт общества. Материализм Фейербаха называют антропологическим.
Вместе с идеализмом, Фейербах отбросил то ценное, что было в философии Гегеля – диалектику. Он не увидел глубокие взаимосвязи и развитие в природе.
Фейербах критиковал христианство, но предлагал создать новую религию. Любовь к богу заменить на любовь к человеку. Этика Фейербаха является гуманистичной, но абстрактной. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» высоко оценил роль Фейербаха, но назвал следующие недостатки всего домарксовского материализма: 1) метафизичность 2) механистичность 3) идеализм в объяснении общества.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 503;