Общая характеристика философии 17-18 вв.
17-18 вв. относятся к эпохе Нового времени. Главная её особенность – бурное развитие наук о природе. Ослабевает влияние христианства на европейскую философию. Меняется отношение к науке, возрастает её роль в обществе. Рождается знаменитый афоризм «знание – сила» (Ф. Бэкон). Широко распространяются материалистические идеи. Развитие капиталистического производства требовало открытия новых знаний, а развитие естественных наук способствовало распространению материализма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Б.Спиноза, Д.Дидро, Гольбах, Гельвеций, М.В.Ломоносов).
Центральной задачей становится разработка методов научного познания. Сформировались два основных подхода к проблеме метода – сенсуализм и рационализм. Сенсуализм – это философское учение, признающее главным источником достоверного знания человеческие чувства (Ф. Бэкон, Д. Локк). К нему применимо и другое название – эмпиризм, потому что оно призывает основываться только на факты опыта («эмпирия» - опыт). В основе такого подхода лежит метод индукции: накопление фактов опыта, их обобщение, переход от частных выводов к общим. Эмпиристы считали, что сознание человека от рождения подобно чистому листу бумаги (tabula rasa), на котором опыт с помощью чувств пишет свой текст. Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах. Т.о. эмпиристы защищали экспериментальное естествознание.
Рационализм – учение, признающее главным источником достоверного знания человеческий разум (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационалисты считали показания органов чувств недостоверными, а опыт ограниченным. Только разум даёт истинное знание, потому что руководствуется непогрешимыми законами дедуктивной логики. Дедукция извлекает частные выводы из общих суждений. Исходными общими суждениями являются аксиомы и постулаты – это ясные и самоочевидные истины, которые содержатся в разуме в виде «врождённых идей». Таким образом, рационалисты отрицали представление о сознании, как чистом листе бумаги. Идеалом науки для них была математика.
В Новое время обсуждалась проблема субстанции. Субстанция – это то, что существует само по себе, независимо ни от чего. Материалисты считали субстанцией материю, и идеалисты Бога. Материализм 17-18 вв. в отличие от наивного материализма древнегреческих философов, обладал преимуществом. Он опирался на выдающиеся открытия естественных наук того времени. Материалисты считали основой мира вечно движущуюся материальную субстанцию, а человека считали частью природы. Они критиковали идеализм, религию, мистику.
Наряду с крупными достижениями материализм 17-18 вв. имеет и существенные недостатки. Одним из таких недостатков стал механицизм. В этот период наибольшее развитие получила механика. Её законы абсолютизировались. Они использовались для объяснения любых процессов, даже биологических и социальных.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 532;