ЕВРОПЕЙСКАЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

После смерти Гегеля некоторые его ученики (их называли «младогегельянцы») пытались повлиять на ход европейской истории, критикуя, подобно Фейербаху, религию (Бруно Бауэр) или пропагандируя абсолютную эгоистическую свободу личности (Макс Штирнер в книге «Единственный и его собственность»). К младогегельянцам и фейербахианцам принадлежали поначалу и молодые философы Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). Однако своего рода продолжателями традиций немецкой классической философии были и яростные критики Гегеля – такие, к примеру, как Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг., главный труд «Мир как воля и представление»), на философию которого наложила отпечаток, помимо неудачно сложившихся карьеры и личной жизни, и духовная жизнь эпохи, проникнутая разочарованием в идеалах эпохи Просвещения. Шопенгауэр вернулся к кантовскому представлению о бытии, делению мира на «вещи для нас» и «вещи в себе», первые он и назвал нашим представлением о мире. Но если Фихте, Шеллинг и Гегель преодолевали кантовское деление мира растворением субъекта и объекта в абсолютном разуме, о наличии которого свидетельствует упорядоченность и законосообразность природы и общества, то Шопенгауэр увидел разницу между законами природы и законами логики. Закономерность, законосообразность космоса не означает его разумность, упорядоченный мир вполне может быть создан некоей неразумной, иррациональной силой, которую философ назвал «мировой волей». Эта воля проявляется и в неживой природе (силы притяжения и отталкивания, к примеру), и в живой (борьба за выживание), и в человеческом бытии (воля к жизни), которое также лишено смысла, трагично и полно страданий. Такая онтологическая позиция напрямую привела Шопенгауэра к буддийской этике и к призыву спасаться от страданий и скуки уходом в мир искусства и воображения. Шопенгауэр считается основателем т.н. «философии жизни», причём имеется в виду как отдельная человеческая жизнь и судьба, так и жизнь как особая часть природы.

Продолжил эту философскую традицию Фридрих Ницше (1844-1900 гг., главное произведение «Так говорил Заратуштра»), которого волновали вопросы эстетики (он начал с книги «Рождение трагедии из духа музыки»), а также этики и религии. Считая сознание чем-то вроде психической болезни людей, воплощённую в человеке волю он называл «волей к власти», те, у кого она сильнее – сверхчеловеки, «белокурые бестии» (эта идея Ницше очень понравилась нацистам), а мешают сверхчеловекам властвовать учения социализма и христианства, выгодные только слабым. Называя себя «антихристианином», Ницше провозглашал: «бог умер», «падающего – подтолкни» и т.п. Закончилась его духовная эволюция вполне закономерно – смертью в сумасшедшем доме. В дальнейшем «философию жизни» развивал француз Анри Бергсон (1859-1941 гг.), считавший самым важным свойством человека интуицию, а также социал-дарвинисты, переносящие открытый Чарльзом Дарвином эволюционный закон естественного отбора в человеческое общество. «Философия жизни» оказала влияние на искусство (Джек Лондон, Максим Горький и др.), а также на политику (Ницше почитывали не только вожди фашистов, но и видные большевики).

На иррационалистическую философию оказали большое влияние также взгляды австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.), который, исследуя неврозы, пришёл к выводу о наличии в структуре человеческой психики помимо самосознания («Я») также «Сверх-Я» (норм, навязываемых общественным сознанием) и «Оно» (подсознание, ядром которого являются биологические инстинкты, главный из которых – сексуальный). Неврозы возникают из столкновения запретов от «Сверх-Я» с «либидо» (сексуальными желаниями человека), не имея возможность удовлетворить эти желания (к примеру, аморально иметь более одной жены), многие люди «сублимируют» их, то есть их сексуальная энергия уходит в другие сферы активности, чаще всего – в культуру. Поведение человека у Фрейда определяется опять-таки не разумом, а иррациональными импульсами подсознания, и хотя человек часто пытается задним числом «рационализировать» их, но они всё равно прорываются наружу (к примеру, в знаменитых «оговорках по Фрейду»). Последователями Фрейда, помимо психолога Карла Густава Юнга (1875-1961 гг.), который ввёл в науку понятие «коллективное бессознательное» (главное его содержание – «архетипы», сказочно-мифологические и иные образы, характерные для коллективной психики народа, Иванушка-дурачок, к примеру), стали философы-неофрейдисты, наиболее известный из которых – мыслитель-гуманист Эрих Фромм (1900-1980 гг.).

В начале прошлого столетия немецкий мыслитель Макс Шелер (1874-1928 гг.) создал учение под названием «философская антропология», которое вскоре превратилось в раздел философского знания. До этого человека изучали либо в рамках философии природы (как природное существо), либо в рамках социальной философии и философии истории (как социальное существо), либо даже в рамках философии религии. Шелер и его последователи объявили человека существом «незавершённым», руководствующимся как ценностями (учение о ценностях называется аксиология), так и инстинктами. Они предвосхитили понимание человека как «биосоциального» или, точнее, «природно-культурного» существа, требующего изучения отдельно от природы и общества. А один из коллег Шелера добавил: человек отличается от животных своей неспециализированностью, возможностью осваивать различные формы деятельности.

Несколько в стороне от философских центров Европы находилась Дания, но и там появился свой критик Гегеля – Серен Кьеркегор (1813-1855 гг., главный труд «Страх и трепет»), иногда его фамилия пишется как Киркегор. Он стал основателем философского течения «экзистенциализм» (от «экзистенция» - существование), главная идея которого «Существование предшествует сущности» - это также иррационалистический подход к проблеме бытия, прежде всего человеческого бытия в мире, которое лишено смысла даже с религиозных позиций (Кьеркегор вырос в протестантской семье). Человек рождается ещё неразумным, но уже чувствующим, эмоциональным, из «потока сознания», включающего эмоции и чувства человека, в том числе чувства тоски и страха, и состоит прежде всего человеческое бытие-существование в мире. Человек, по Кьеркегору, проходит в своём развитии три стадии: эстетическую («красиво жить не запретишь»), этическую (поиск смысла жизни) и религиозную стадию (вера в бога). Однако библейский Авраам не просто верил в бога, а знал, что он есть – и с ангелами общался, и сына жена родила в столетнем возрасте – но, получив от бога повеление принести сына в жертву вместо барана, покорно потащил его к алтарю. Всё кончилось хорошо, бог, убедившись в покорности Авраама, приказал ему сына не убивать – но Авраам-то заранее об этом не знал, и что творилось у него в душе, когда он готовился к жертвоприношению? Так что и вера в бога всех проблем не решает. Кьеркегор поначалу был не очень популярен в Европе, двигавшейся по пути прогресса (его идеи оказали влияние лишь на творчество Ганса Христиана Андерсена), однако в XX столетии после мировых войн, массовой гибели, концлагерей и Хиросимы, экзистенциализм вновь вошёл в моду.

В отличие от философов-иррационалистов, Маркс и Энгельс сохранили веру в могущество человеческого разума, создав философию, получившую название «марксизм». Соединив материализм Фейербаха с диалектикой Гегеля, признав материю первичной, а законы её развития вторичными, Маркс создал «диалектический материализм» (диамат). Сущность человека Маркс, в отличие от Фейербаха, видел не в его телесности, а в совокупности общественных отношений, которые связывают человека с другими людьми. Он был согласен с тем, что сознание человека есть часть общественного сознания (вспомним Абсолютный разум Гегеля), однако общественное сознание вторично по отношению к общественному бытию (отражает его), а главной сферой этого бытия является производство материальных благ – основной вид экономической активности. Экономика, как «базис» общественной жизни, развивается по своим объективным законам, вслед за ней прогрессирует и «надстройка» (государство, наука, культура, идеология и т.д.). Это уже материалистическое понимание истории или «исторический материализм» (истмат). И экономический прогресс неизбежно ведёт к замене частной собственности на средства производства (как неэффективной) общественной собственностью – экономической основой предсказанного гуманистами социалистического строя. В социалистической революции заинтересован пролетариат (класс наёмных работников, прежде всего промышленных рабочих), который более всего страдает от эксплуатации капиталистами, присваивающими создаваемую пролетариями «прибавочную стоимость» (проще говоря, они покупают рабочую силу по заниженной цене, это доказал Маркс в своём главном политэкономическом труде «Капитал»). Маркс провозглашал: «Пролетарии обретают в философии духовную силу, а философы в пролетариате – материальную силу!». Философия истории Маркса связана не только с политэкономией капитализма, но и с т.н. «научным социализмом и коммунизмом», который другие мыслители считают таким же утопическим, как и проекты Мора, Кампанеллы и более поздних идеологов социализма – Анри Сен-Симона (1760-1825 гг.), Шарля Фурье (1772-1835 гг.), Роберта Оуэна (1771-1858 гг.). Таким образом, развитие философии и науки остро поставило вопрос о критериях научности – для Маркса этим критерием является проверка теории практикой. Но на этот вопрос попытался дать ответ и позитивизм.

Если Фурье видел путь к социализму в организации совместной жизни людей в больших домах-фаланстерах, а Оуэн пытался создавать производственные коммуны, то Сен-Симон очень надеялся на развитие соединённой с христианством науки, которое сблизит предпринимателей и рабочих, их Сен-Симон относил к одному классу «промышленников». Веру в науку, способную решать социальные проблемы, перенял у Сен-Симона его ученик Огюст Конт (1798-1857 гг.), деливший историю человечества на три стадии: религиозную (господство религии в духовной жизни общества), метафизическую (преобладание философии) и позитивную (преобладание научного знания). Эмпирические науки полностью изымают из ведения философии (метафизики) проблему бытия. Конт считал, что синтез науки и религии приведёт к появлению т.н. «нового христианства», а задача философии – помочь учёным отделить научное знание от ненаучного. Образцом науки он объявил естествознание (прежде всего физику), а науки об обществе должны стремиться к этому образцу. Конт считается отцом-основателем социологии («социальной физики», которую он делил на «социальную статику» и «социальную динамику»), его идеи развивали англичане – социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) и логик и экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873 гг.).

 

Вслед за первым поколением философов-позитивистов, занимающихся теорией научного познания, пришло второе – австрийцы Эрнст Мах (1838-1916 гг.) и Рихард Авенариус (1843-1896 гг.), чьё учение, получившее название «эмпириокритицизма» (категории «материя» и «сознание» австрийцы предлагали заменить понятием «опыт») увлекло даже некоторых большевиков и было яростно раскритиковано В.И.Лениным.

Аналог позитивизма возник и в Германии. Группа немецких профессоров, не принявшая философию Гегеля, выдвинула лозунг «Назад к Канту!» и, вслед за Кантом, стала разрабатывать проблемы теории познания – в частности, предложила свою классификацию наук. Естественные науки неокантианцы отнесли к обобщающим (генерализирующим), а вот общественные (гуманитарные) науки (история, к примеру), они же «науки о духе», являются индивидуализирующими, ибо изучают уникальные и неповторимые объекты – людей и их деяния. Немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833-1911 гг.) попытался соединить «философию жизни» с неокантианством. Дильтей дополнительно ввёл метод «понимания»: для того, чтобы не просто собрать знания о какой-либо эпохе, а «понять» её, историк должен интуитивно «вжиться» в неё, представить себя человеком той эпохи, проникнуться «духом культуры» того времени. Это направление получило название «философская герменевтика», от имени бога Гермеса, считавшегося покровителем тайных знаний (само понятие «герменевтика» появилось ещё в средние века, так называлось искусство перевода текстов с одного языка на другой, когда переводчику необходимо было для понимания написанного на чужом языке как бы поставить себя на место автора).

Параллельно в США возникло течение «прагматизма». наиболее известный его представитель Уильям Джемс (1842-1910 гг.), объявившее истинным то, что соответствует практическим жизненным (!) потребностям человека, полезности (прагматики как бы синтезировали позитивизм с иррационализмом, позаимствовав из последнего понятие «потока сознания»).

 








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 479;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.