Проблема человека в экзистенциальной философии.
В 20 веке мыслители осуществляют «поворот к человеку».
Представитель экзистенциализма в России Н. Бердяев сказал: «много писали оправданий бога, теодицей. Но наступает пора писать оправдание человека – антроподицею. Быть может антроподицея есть единственный путь к теодицее, единственный неизжитый и неисчерпанный путь».
У истоков антропологического поворота стоял философ 19 века Серен Кьеркегор (1813 – 1855). Задача новой философии в том, чтобы вглядеться, вчувствоваться в человеческую жизнь, человеческие страдания. Философ должен глубже понять процессы выбора индивидом своего «Я», выбора между добром и злом. Человек должен открыть такую истину, ради которой ему хотелось бы жить и умереть. Начало экзистенциализма в России в учениях Н. Бердяева и Л.И. Шестова. После первой мировой войны он получает распространение в Германии: К. Ясперс (1883 – 1969), М. Хайдеггер (1889 – 1976). Франция представлена Ж.П. Сартром (1905 – 1980), А. Камю (1913 – 1960), Г. Марселем (1889 – 1973).
Экзистенциализм – «философия существования». Основная тема – духовный мир человека, судьба личности в современном мире.
Экзистенциализм представлен двумя направлениями: светский (Сартр, Хайдеггер, Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель).
По Хайдеггеру научный метод познания эффективен только при познании внешнего мира, для изучения человека он не годится, т. к. человек – особый вид бытия, он осознает свое существование. Единственный способ постижения существования – пережить это существование.
Существование – пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Для выражения смысла человеческого существования используется термин «экзистенция». Экзистенция выражает сущность существования, неповторимость, уникальность человека, его судьбы. Существование представляет человека таким, какой он есть, экзистенция указывает на заложенный в нем потенциал.
Описывая бытие человека в его повседневной жизни Хайдеггер рассматривает проблему подлинной и «неподлинной» жизни.
Подлинный человек – это человек, который осмыслил факт своего одинокого, уединенного существования. Он знает, что все его свершения будут перечеркнуты, что он одинок и обречен на смерть. Подлинный свободе, потому что он не подвержен давлению власти других (Man). Он не смыслит категориями, навязанными ему извне. Он ясно осознает, что его поступки выражают его самого и ничего больше.
Экзистенциализм исходит из того, что на все, происходящее вокруг, человек реагирует, прежде всего, эмоционально, а не теоретически и интеллектуально. Отсюда интерес к таким фактам повседневного существования, как страх, тревога, забота и т. д.
Одной из центральных проблем экзистенциализма является проблема свободы, своеобразное понимание которой дал Ж.П. Сартр.
Существование человека предшествует его сущности – это принцип, лежащий в основе обоснования свободы. В этом отличие человека. Если мы возьмем любую вещь, то для нее характерно то, что сущность этой вещи определена ее происхождением и природой. Из желудя может вырасти только дуб, кошка рождается кошкой. Здесь сущность предзадана заранее, затем приобретается существование.
Человек же сначала существует и лишь затем себя определяет. Человек неустанно создает себя из ничего, поэтому он всегда свободен. Человек «обречен на свободу». Человек есть то, чем он стремится быть. Все, что делает человек, зависит от его индивидуального выбора.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 340;