Волевые свойства личности и структура волевых качеств (по Немову Р.С.).
Первичные, или базовые, волевые качества личности. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др.
Вторичные: Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.
Третичные: группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
Отдельные волевые качества и волевая активность в целом оцениваются по следующим параметрам: сила, устойчивость, широта и направленность.
При оценке волевых качеств личности можно исходить из следующих их определений:
целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям; (направленность на результат),
настойчивость — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; (достижение цели в самых сложных условиях – чем отличается от упрямства, ведь мы его считаем отрицательным – настаивает, если даже нецелесообразно),
выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения; (умение владеть собой)
решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
инициативность — умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину; (способность к реализации идей),
самостоятельность — умение не поддаваться влияниям различных факторов, которые могут отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения других, действовать на основе своих взглядов и убеждений; (осознанное принятие решений и сопротивление влиянию факторов, мешающих достижению цели),
организованность — разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности;
дисциплинированность — сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;
смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;
исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей. Всего 46 качеств.
Подходы к пониманию воли:
1. Античность, средневековье - воля как целенаправленное или осознанное поведение человека, как соответствие общепринятым нормам. Проблема воли не существовала в качестве самостоятельной. Человек рассматривался как пассивное начало, где активизируются внешние системы. Невозможно было независимо от традиций поведение человека.
2. Возрождение – постановка проблемы личности. Появляется право на творчество и на ошибку. Главная ценность – свобода воли. Возникновение экзистенциализма – «философия существования». Сартр, Камю – рассматривали свободу как свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Человек ни за что не может отвечать, любая норма выступает как подавление свободной воли человека. Эта точка зрения противоречит современной концепции о человеке. Социальная природа человека не может развиваться вне человеческого общества. Непонимание того, что если человек совершает поступок против соц. норм и правил, непременно утверждает другие правила и ценности.
3. Естественно научная трактовка (Павлов И. П.) – воля – это «инстинкт свободы», проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствием, ограничивающим эту активность. Воля – стимул поведения, она рефлекторна по природе (Бехтерев Владимир Мих.).
4. П.К. Анохин – поведение человека понимается как изначально активное, а человек способен сознательно выбирать формы поведения. Воля понимается как сознательное регулирование своего поведения. Это умение выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследованиями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным.
5. В.А. Иванников рассматривает поведение человека представляет как реакцию на различные внутренние и внешние стимулы. Задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями.
6. К. Лоренц видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых обществом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия.
7. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социальными факторами. Для Юнга — это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стремление личности к самореализации в культуре.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1255;