Искусство палеолита
Первобытное искусство и искусство Древнего мира
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет.
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все населенные континенты, а по времени - всю эпоху существования человечества, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней. Современная антропология не дает полного и совершенно объективного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и извилистый путь.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение в коллективе.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
До недавнего времени ученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно одновременно. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
На территории Франции археологи нашли статую глиняного оленя со следами ударов копьем. Вероятно, первобытные люди отождествляли реальных животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью.
Периодизация
Самые древние орудия человека датируются свыше 2-х млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век, в свою очередь, делится на палеолит, мезолит, неолит. Основы такой периодизации сохраняются и в искусствоведении.
Характерной особенностью первобытного искусства был синкретизм - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала и одновременно форматированию самого Homo sapiens (человека разумного).
На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие.
Искусство палеолита
Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н.э.). Это женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела, схематизированными головами - так называемые «Венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы и символизирующие плодородие. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.
В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.
Древнейшие памятники искусства были найдены в Западной Европе. Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.
Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы:
· натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;
· искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;
· верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.
Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.
Простейшие флейты, похожие на свистульки, с тремя – семью отверстиями для пальцев были найдены при раскопках во Франции, в Восточной Европе и России. Французские образцы этих инструментов сделаны из полых птичьих костей, а образцы из Восточной Европы и России - из оленьих и медвежьих. Древнейшими музыкальными инструментами были также трещотки и барабаны.
В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитическое жилье).
Более поздние этапы развития первобытной культуры относиться к мезолиту, неолиту и распространению первых металлических орудий. От использования готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься скотоводством и земледелием.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 615;