Художественные традиции Индии
С древности и до XIX в. Индия не имела общего названия. Чужеземные племена, такие, как персы и китайцы, называли страну Синдху, как и реку, Инд (в произношении греков - Индос и Индикос). Мусульмане, завоевавшие Индию в XII – XIII вв., дали ей имя Хиндустан (Страна Индусов), которое в Европе звучало как Индостан. Слово «Индия» в его современном значении появилось только в XIX столетии. На востоке Индия омывается водами Бенгальского залива, на западе - Аравийского моря. На северо-западе Индии расположена горная система Гиндукуш, на севере рубежом Индии служит величайшая в мире горная система Гималаи. По представлениям древних индийцев, на снежных вершинах Гималаев обитали боги. Например, гору Джомолунгму (Эверест) индийцы связывали с легендарной горой Меру, на которую опирается небо. На ней располагаются города богов и жилища небесных духов. Гора Кайласа считалась обителью бога Шивы. Поэтому Гималаи стали одной из излюбленных тем в монументальном искусстве древней и средневековой Индии. Множество мифов связано с полноводными реками Индии - Гангой и Индом. Согласно одному из них, священная Ганга спустилась на землю с неба, дабы напоить все живое. Инд и его притоки воспеты в священных древнейших текстах - ведах.
Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, которые имеют разное происхождение и культуру. Здесь удивительно миролюбиво сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, христианство, мусульманство. Однако большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, почитаемых в этой религии, но и основные культовые обряды, совершаемые в их честь. Индуизм - это древние традиции духовной и материальной культуры, это традиционное представление индийцев о Боге, о мире, о себе. Другими словами, индуизм - это образ жизни народов Индии. Религиозные взгляды индийцев на мир ярко и емко выражаются в их самобытном изобразительном искусстве. Древнейшие представления о происхождении и строении Вселенной, о богах, ее создавших, о связях и структурах, в ней существующих, буквально пронизывают индийское искусство на протяжении всей его многовековой истории. Неистощимым источником, из которого индийские художники, скульпторы и архитекторы черпали образцы для художественных форм, была природа. Мастера уподобляли элементы архитектуры или скульптуры формам растений и животных. Созданные их руками произведения искусства не просто вписывались в природный ландшафт, а сливались с ним в гармоничный единый ансамбль. Эти особенности индийского искусства проявлялись уже на самых ранних этапах его развития.
Индия была заселена еще в глубокой древности – в VII тыс. до н.э. Древние индийцы культивировали злаки, одомашнивали крупный рогатый скот. Древнейшая индийская цивилизация возникла в бассейне Инда в III тыс. до н.э. Самые значительные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо Даро - древних городах, расположенных на территории нынешнего Пакистана. В 50-х гг. XIX в. английский генерал А. Каннингем, осматривая руины возле деревни Хараппа, обнаружил печать с неизвестными письменами.
Планомерные раскопки здесь начались только в 20-е гг. XX столетия. Культура вновь открытой цивилизации была названа хараппской или культурой Мохенджо Даро. Хараппские поселения располагались на огромной территории: на востоке они простиралась до Дели, а на юге - до берегов Аравийского моря. Полагают, что Хараппская цивилизация существовала с середины III до первой половины II тыс. до н.э. О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хотя на сегодняшний день найдено множество печатей с надписями. Города строились по четкому плану: улицы пересекались под прямым углом. Почти все крупные города состояли из двух частей: «нижнего» и «верхнего» города. «Верхний город» представлял собой крепость на холме; в ней, вероятно, жили представители городских властей и жрецы. Здесь находились различные общественные сооружения. Таковы, например, большие зернохранилища в Мохенджо Даро и Хараппе. Знаменитые купальни Мохенджо Даро - одна из загадок древнеиндийской цивилизации. Обеспечивали ли они бытовой комфорт населения или служили бассейнами для ритуальных омовений - выяснить пока не удалось. В «верхнем городе», однако, не обнаружили дворцов или храмов. Эта особенность существенно отличает хараппскую культуру от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии. В «нижнем городе» проживала основная часть населения. Дома возводились из обожженного кирпича и состояли из нескольких помещений. Состоятельные горожане жили в двух – и трехэтажных домах, сточные каналы, имевшиеся на каждой улице, представляли собой одну из самых древних в мире систем городской канализации. Изобразительное искусство известно по находкам археологов: печатям, амулетам, статуэткам из меди, камня и обожженной глины. В Мохенджо Даро была обнаружена бронзовая статуэтка обнаженной девушки танцовщицы. Она как будто выжидает момент, чтобы начать танцевать. Левой рукой в браслетах она держит светильник, что может указывать на исполнение ею ритуального танца, По-видимому, именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре.
Одна из самых крупных скульптур, найденных в Мохенджо Даро, - изображение бородатого мужчины с крупными чертами лица, переданными схематически. Выделяются лишь длинные полузакрытые глаза, зрачки которых сведены к переносице, это, вероятно, означает самосозерцание. Он одет в перекинутую через левое плечо мантию с орнаментом, его голову украшает лента с пряжкой на лбу. Исследователи считают, что бюст изображает жреца или древнее божество. Особую группу находок составляют печати. Они обнаружены почти во всех крупных городах долины Инда, сейчас их насчитывается более двух тысяч. Они представляют собой круглые, квадратные или цилиндрические пластины из меди, слоновой кости, глины с углубленным изображением; такие печати дают рельефные оттиски. На оборотной стороне каждой из них имеется небольшой выступ с дырочкой для шнурка. Обычно на печатях вырезались изображения божества или священного животного и надпись. Животные - бык, единорог, горный козел, слон, тигр, кобра, рыба, крокодил - могли символизировать то или иное божество, обозначать природную стихию или сезоны года.
О религии древних хараппцев известно очень мало. Нет точных данных и о причинах заката Хараппской цивилизации. Во II тыс. до н.э. в долинах Инда и Ганги начали расселяться индоевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с северо-запада через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор. Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам - священным текстам, составленным на древнеиндийском языке - санскрите. Основной текст, Ригведа (XI – X вв. до н.э.), является собранием гимнов арийским богам. Ригведа стала бесценным источником сведений о религии и мифологии арийских племен. Главными их божествами были Сурья - бог солнца, Индра - повелитель грозы и грома, Агни - бог огня, Сома - бог опьяняющего божественного напитка. Арии жили большей частью в деревнях, дома строили из кирпича, глины, бамбука, камыша, дерева. На месте арийских поселений часто обнаруживают культовую утварь, которая использовалась в ведийских обрядах: ложки, горшки, черпаки для масла. Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, а жертвоприношения - на алтарях, каменных или деревянных. Период от первых вед до династии правителей Индии Маурьев (X – IV вв. до н.э.) не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывают эпосы Древней Индии – «Махабхарата» и «Рамаяна» - которые упоминают немало древних династий и названий государств. Изобразительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ансамблях, настенных росписях и миниатюре.
Расцвет искусства Индии, возникновение новых культовых образов (прежде всего - образа Будды), развитие основных тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правления Кушанской династии (I в. до н.э. – III в. н.э.). Кушанские правители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии. В I в. до н.э. в культовой архитектуре Индии появились пещерные храмы - чайтьи. Примером может служить чайтья в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридорам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживленном скульптурой, создается необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер, символикой которого является ступа, помещенная в храме. Скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами, расположенными парами, украшают наружный фасад чайтьи в Карли. Возможно, здесь изображены дарители, на средства которых был построен храм. В трактовке мужских фигур сочетаются мужественность и мягкость. У них могучий разворот плеч и тонкая талия, но пропорции тела, мягкость и плавность форм близки к женским. Скульптуры женщин уподоблены традиционному для Индии изображению богини плодородия. Не исключено, что такая традиция оказала влияние на формирование идеала не только женской, но и мужской красоты, которая стала воплощением внутренней энергии и жизненной силы человека. Пары, изображенные на фасаде чайтьи, олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе - мужское и женское. Их соединение рождает все живое на земле. В буддийской архитектуре возведение оград вокруг храмов и ступ стало традицией. Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали скульптурой, рельефными композициями. На рельефах предстают люди и животные, архитектурные мотивы, бытовые предметы, растительные орнаменты. Особенно выразителен образ богини с восточной стороны. Обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Движения ее легки и грациозны, поза свободна и естественна. Эталоном красоты женщины и богини плодородия по-прежнему остаются подчеркнуто округлые бедра и бюст. В религии буддизма и индуизма огромное значение придается царству животных. В представлении индийца, люди, животные, растения и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывными узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед ее мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, - вот основная тема индийского искусства, и в частности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.
В I–V в. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве Будду стали представлять в облике человека, а не в виде символов - священного дерева Бо, Колеса Закона и т.д. В этот период среди прочих выделяются три основные школы буддийской скульптуры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг). Гандхара (ныне в Пакистане) - древняя историческая область в Северо-западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на рубеже I–II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды приобрел эллинистические черты. Ранним типом гандхарского Будды может считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя стоящего Учителя отличается прекрасным исполнением. Многочисленные складки одежд укутывают всю фигуру Будды. Правильные пропорции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре, однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего, в статуе подчеркнута внутренняя сосредоточенность, а не физическая красота. На грани между индийской и эллинистической традициями создана статуя сидящего Будды из Тахти-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещенными и поджатыми ногами, с вывернутыми кверху подошвами - поза «лотоса» - с того времени стала канонической для всех школ буддийской скульптуры. Пальцы рук Учителя соприкасаются в положении «поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определенные этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает тело Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм. Другим центром развития скульптуры была Матхура. Здесь был создан образ Будды, получивший чисто индийскую трактовку, а также образы других буддийских персонажей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают Бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озарены легкой улыбкой, а позы очень динамичны. На стеле из Катры (начало II в.) предстает Будда, сидящий на троне, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело имеет плавные, женственные очертания. Жест Будды - согнутая в локте и поднятая правая рука - означает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнаженное тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в легкую покровительственную улыбку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобрения. За головой божества находится нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это Бодхисаттвы или якши.
В VI столетии, после заката династии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правители которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В VII в. на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возведен огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвигли на природной площадке, расположенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии: воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, восемь небольших святилищ, вырубленных из цельной скалы, знаменитый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскальный рельеф «Нисхождение Ганги на землю». В архитектуре комплекса выделяются монолитные храмы-ратхи, посвященные эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных - слонов, львов и быков. «Разгуливающие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архитектурные формы с прибрежным ландшафтом. В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украшает архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) наскальный рельеф «Нисхождение реки Ганги на землю». Главная тема рельефа - легенда о том, как священная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей. Перед скальным рельефом устроена площадка, на которой в древности разыгрывались религиозные театральные представления. В таких случаях рельеф был своеобразным фоном и заменял театральные декорации. Таким образом, тема торжества всего живого, питаемого единым источником - священной Гангой, стала основной темой храмового комплекса в Махабалипураме. Крупнейшими храмовыми центрами раннего и зрелого Средневековья, расположенными в Центральной и Юго-Восточной Индии, являются Бхубанешвар и Кхаджурахо. Характерным примером храмовой архитектуры этого периода может служить комплекс Кандарья Махадева в Кхаджурахо (X – XI вв.). Отдельные части здания - святилище, зал для молящихся, вестибюль, вход - находятся на одной оси и плотно примыкают друг к другу. Каждая из этих частей завершена обособленной башенной надстройкой. Башня святилища - самая высокая, остальные башни ступенчато понижаются по направлению ко входу. Храмы Кхаджурахо украшены рельефами, являющимися великолепными образцами храмовой скульптуры. Изображения фигур мужчин и женщин - одни из лучших в средневековом искусстве. Легкие наклоны и выразительная пластика фигур создают прихотливый сложный ритм всего скульптурного оформления этого сооружения. Ансамбль в Кхаджурахо представляет собой еще один великолепный образец художественной культуры, в котором воплощен принцип единства. Эту особенность индийского искусства так охарактеризовал знаменитый философ XIX в. Рабиндранат Тагор: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной». Таким образом, в произведениях средневековой культуры воплощаются такие же представления о единстве Вселенной, как и в монументальном искусстве Индии.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 455;