Воспитание и обучение в Древней Индии
Воспитание и обучение в древней Индии носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.
Школьное образование появилось во 3-2-м тысячелетии до н. э.
На развитие воспитания в Древней Индии оказывали влияние следующие факторы:
1. Общественный строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты, или варны. Три высших касты составили брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы). Четвертой – низшей кастой – являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии – профессиональные воины – в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, у них были одни лишь обязанности.
2. Религиозная идеология: индуизм, буддизм.
Претендовать на идеальное воспитание в Древней Индии могли лишь высшие касты. Воспитание предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу.
Священной и одновременно учебной книгой была также «Бхагавадгита» (1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались образцы содержания и путей воспитания и образования. «Бхагавадгита» написана в форме бесед мудрого учителя с учеником. Алгоритм приобретения знаний выглядит так: поначалу целостное изложение учителем новых знаний, затем дробный анализ; раскрытие понятий сопровождается рассмотрением конкретных примеров.
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени – в семье –систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики – упанаямы.Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права получать дальнейшее образование.
Порядок упанаямы и содержание дальнейшего обучения для представителей высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев – на 11-летний, для вайшьев – на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи – сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3- 4 года.
Фундаментальное образование получали брахманы. Ученики именовались брахмачаринами,учителя – гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. Брахманское образование носило религиозный характер. Срок его обучения составлял 12 лет.
Программа обычного образования включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. В программу повышенного образования входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия.
Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Местом обучения служил обычно дом учителя. Обучение было словесно-звуковым.
Учителя поначалу не получали вознаграждения. Способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя.
В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения создали условия для зарождения новой религии – буддизма.
Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование души человека, которую следует избавить от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования.
Во II-VI вв. происходит ренессанс индуизма. В этот период взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Воспитание рассматривается как способ достижения душевной гармонии и покоя.
В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложились следующие центры образования: комплексы в Такшашиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара).
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 5282;