Школа и воспитание в Междуречье

Первые школы в Междуречье (Месопотамии) для подготовки грамотных людей (писцов) появились в 3 тысячелетии до н.э. и именовались «домами табличек» (по шумерски – эдубба), от названия табличек из глины, на которые наносилась клинопись.

Письмена вырезались деревян­ным резцом на сырой глиняной плитке, которую затем обжи­гали. В начале 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользовать­ся деревянными табличками, покрытыми тонким слоем воска, на котором выцарапывались клинописные знаки.

Первые эдуббы возникли в семьях писцов, за­тем – при храмах и дворцах. Эти образовательные учреждения базировались на традициях патриархаль­но-семейного, ремесленного воспитания и ученичества. Главную роль в воспитании детей выполняла семья. Как это следует, напри­мер, из «Кодекса Хаммурапи» за подготовку сына к жизни и обу­чение его ремеслу ответственность нес, прежде всего, отец.

Вначале школьное обучение служило для подготовки пис­цов. Позднее эдуббы, превращаясь в центры культуры и про­свещения. При них возникали крупные книгохранилища, например библиотеки в городах Ниппур (2-е тысячелетие до н. э.) и Ассур (1-е тыся­челетие до н. э.). В фондах этих хранилищ насчитывались де­сятки тысяч табличек.

Первые эдуббы были небольшими учреждениями с одним учи­телем. Обычно ученики жили дома. В обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упраж­нения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования. В таких учебных заведениях мог быть специальный управитель, следивший за порядком и дис­циплиной.

Обучение было платным. Размер платы зависел от автори­тета учителя.

Основным методом воспитания в школе, как и в семье, являлся пример старших.

Быт и учеба в школе напоминали жизнь семей­ной общины. Возглавлял эдуббу «отец учитель»; остальные преподаватели именовались «братьями отца». Сами ученики делились на младших и старших «детей» эдуббы.

Ученик посещал школу ежедневно от восхода до заката. Обучение предусматривало, прежде всего, подготовку к ре­меслу писца. Ученикам надлежало научиться изготовлять глиняные таблички, освоить систему клинопи­си. За годы учения они должны были изготовить полный ком­плект табличек с заданными текстами.

В школе царила суровая палочная дисциплина. По свидетельству текстов, учеников били за опоздания на урок, за разговоры во время занятий, за вставание без разрешения, за плохой почерк и т.д.

Приемами обучения являлись заучивание и переписывание. Урок (мугубба)состоял в запоминании и копировании из табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал препо­даватель. В позднюю эпоху выполняли упражнения типа диктантов.

В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запомина­ние терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались и иные методы обучения: беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора с преподавателем или одноклассником, с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали те или иные суждения.

Процесс образования в «домах табличек» был сложным и трудоемким. Вначале школяра учили читать, писать и считать. Следовало запомнить множество клинописных знаков. Постепенно ученик переходил к заучиванию поучительных ис­торий, приобретал запас практических умений.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изу­чались два языка: аккадский и шумерский. В зави­симости от специализации будущие писцы приобретали знания в области грамматики, математики, астрономии.

Выпускник эдуббы должен был знать арифметические дей­ствия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь выносить разумные суждения, разбирать­ся в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, разби­раться в тканях, металлах, растениях. Особо оговаривается, что выпускник эдуббы должен знать терминологию нескольких профессиональных групп: жрецов, ювелиров, пастухов и корабельщиков.

Возникшие в Шумере и Аккаде «дома табличек» претерпе­ли в дальнейшем определенную эволюцию. Постепенно они становились своеобразными культурно-просветительски­ми центрами. Появляется специальная учебная литература для школ. Так, таблички с первыми методическими пособия­ми – словарями и хрестоматиями – изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э. Они содержали поучения, наставле­ния, выраженные в фольклорной форме, что облегчало процесс обучения.

В период расцвета древнего Вавилонского царства (первая по­ловина 2-го тысячелетия до н. э.) ведущую роль в деле образова­ния выполняли дворцовые и храмовые эдуббы. Они имели мно­жество помещений для хранения табличек. Подобные комплексы именовались домами знаний. Образование становится достоянием не только знати и духо­венства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев –торговцев и ремесленников.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 7605;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.