Школа Древнего Египта
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек.
Семейное воспитание и обучение в Древнем Египте отражало характер взаимоотношений между женщиной и мужчиной. Эти взаимоотношения строились на равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание.
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения.
Ученику надлежало, прежде всего, научиться слушать и слушаться. Эффективным способом достижения повиновения считались физические наказания. Они рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Авторитет отца был освящен многовековыми традициями. Нравственное воспитание в Древнем Египте осуществлялось по преимуществу через заучивание морализаторских наставлений.
Идеалы и цели воспитания постепенно пересматривались. Древний папирус, относящийся к 1-му тысячелетию до н. э., свидетельствует, что целью обучения была подготовка к профессии, которой занимались члены семьи. Семья являлась первичным звеном обучения. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т.д. Лишь военное дело находилось вне специального сословно-профессионального обучения.
Приобретение образования требовало немалого труда. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Под диктовку учителя дети записывали тексты или копировали их с образцов. Какого-либо знакомства с общими принципами тех или иных предметов и наук не предусматривалось. Обучение сводилось к усвоению нестандартных примеров и рецептов, воспроизводившихся без изменения в течение многих сотен лет. Образование носило узкоспециализированный характер. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить аскетический режим беспощадно пресекались.
Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с 5 лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать; затем – составлять деловые бумаги.
Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге ученик должен был освоить деловой стиль для светских нужд и уставный для составления религиозных текстов. Ученики писали на глиняных черепках, коже и костях животных, позже на папирусе.
Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили в папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, которые переписывали и заучивали.
На первоначальной стадии обучения заботились об отработке техники изображения иероглифов. Затем большее внимание уделялось содержанию текстов. На последующем этапе обучали красноречию, что считалось наиважнейшим для писца качеством. В ряде школ обучали математике, географии, астрономии, медицине. Профессия писца считалась очень престижной и рассматривалась как залог социального благополучия.
Постепенно специализация обучения усиливалась. Так, в эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появляются царские школы, школы врачевателей.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1848;