Воспитание и школа в Древней Греции
Принятые в Древней Греции формы воспитания описаны в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», в поэме Гесиода «Труды и дни», в сочинении Плутарха «Изречения спартанцев» и др.
В истории Древней Греции наиболее значимыми были два государства-полиса – Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Эти два полярных полиса дали два разных образца организации воспитания в древнегреческом мире.
Воспитательная система Спарты
Сущность образования для спартиатов определялась необходимостью подготовки членов военной общины. Интересы государства ставились выше интересов личности и индивидуальной свободы гражданина.
Общественное воспитание спартиатов начиналось с первого дня жизни. Слабых и уродливых новорожденных детей кидали в пропасть, отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам.
До семи лет спартиата воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц. Затем полис брал на себя воспитание и обучение подрастающих спартиатов. Сроки воспитания делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.
На первом этапе дети поступали под начало воспитателя пайдонома. Они вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, при этом физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники ходили босиком, спали на соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания ужесточалась. Широко применялись наказания. Подростков приучали к немногословию.
Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. Инициации сопровождались болезненными испытаниями, в частности, публичной поркой, которую следовало выдержать без стонов и слез.
На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение. Приемы воспитания становились еще суровее.
К 20 годам эйрен получал вооружение воина и затем еще в течение десяти лет приобретал статус полноправного члена военной общины. Он становился самостоятельным гражданином пожизненно мобилизованным, даже его быт определялся военной организацией.
В образовательные программы входили спортивные упражнения и упражнения в военном искусстве, нравственные беседы. Предметам традиционного обучения уделяли минимум времени, только исходя из практических, жизненных и бытовых целей.
Основной формой организации обучения было коллективное выполнение указаний наставника и взрослых. Вся система спартанского воспитания строилась на основе авторитета пайдонома и его помощников.
Основным воспитательным средством считалось подражание старшим и повторение за ними всех упражнений и действий. Обучение «лаконичной речи» строилось на изучении кратких историй из жизни общественных деятелей и полководцев. Их высказывания и реплики заучивались наизусть и использовались в подходящих жизненных ситуациях.
В качестве мотивации на обучение в системе спартанского образования выступал принцип соревновательности («агонистики»), в соответствии с которым подростки демонстрировали свои лучшие качества, знания и умения.
На всех этапах воспитания подростки обязаны были строго соблюдать все полисные законы, проявлять свою покорность, послушание, подражание и беспримерное уважение к старшим. Иностранцы нередко отмечали: «Только в Спарте приятно стариться!», «Другие греки только знают о приличии, одни спартанцы выполняют его».
Воспитание девочек и девушек-спартиаток сало отличалось от мужского. Оно состояло преимущественно из физических и военных упражнений с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка.
Система воспитания в Спарте по содержанию была военно-гимнастической, а по организации – государственной (см. структуру воспитательной системы Спарты на схеме 4.1.).
Государство следило за тем, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законами образа жизни.
В итоге воспитательная традиция в Спарте оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, невежество молодого поколения –таков был результат одного из первых опытов государственного воспитания. Спарта не дала ни одного крупного мыслителя. Однако не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.
Схема 4.1
Воспитательная система Спарты[6]
Цель воспитания – подготовка воинов
Воспитательная система Афин
Воспитательная система Афин была более гибкой и менее традиционной, чем спартанская (см. структуру воспитательной системы Спарты на схеме 4.2.).
В Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии (в переводе с греч. 1) совершенный, прекрасный человек, 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями.
Целенаправленное обучение мальчиков начиналось в возрасте 7 лет. В Афинах не существовало системы государственного образования. Все школы были частными и платными. Школы были небольшими, на одного учителя – дидаскала – приходилось от 20 до 50 учеников.
Социальная оценка педагогического труда была невысокой. Труд учителя оплачивался и ценился не очень высоко.
В учебном заведении занимались одновременно дети различных возрастов, каждому из которых учитель давал индивидуальные задания и контролировал их выполнение.
Первоначальное образование мальчики получали в мусических школах, которые подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста. В школе грамматиста ученик получал навыки письма, чтения, счета. Обучение письму было очень утомительным, и по свидетельству Платона, продолжалось около трех лет.
После обучения письму начиналось обучение чтению. В качестве дидактических приемов для обучения чтению использовались мнемонические – повторение за учителем прочитанного отрывка каждым учеником или хором. При обучении арифметики учителя использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, счетную доску (абака).
После освоения программы грамматической школы или одновременно с ней мальчики начинали посещать школу кифариста, где основное внимание уделялось музыкальному образованию. Учеников обучали игре на музыкальных инструментах – лире, кифаре, флейте, цитре, пению под аккомпанемент лиры и в хоре.
После окончания мусической школы или одновременно с ней в возрасте около 12 лет мальчики приступали к занятиям в гимнастических школах – палестрах, где проходило общее физическое воспитание и элементарная военная подготовка учеников. Курс обучения подразделялся на три возраста и продолжался до 16 лет. Основным содержанием образовательной работы в палестрах были состязания в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья. Кроме легкой атлетики ученики обучались также танцам, плаванию и верховой езде или управлению колесницами.
После окончания обучения в палестре юноши в возрасте от 16 до 18 лет продолжали учебу в государственных учреждениях – гимнасиях. В Афинах V-IVвв. до н.э. было три гимнасии – Академия, Ликей, Киносарг, где выдающиеся ораторы и поэты вели с юношами наставительные беседы.
С 18-летнего возраста афинские юноши должны были состоять в эфебии, государственной организации для подготовки молодых людей к военной и гражданской службе.
Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Девушки в семье получали навыки чтения, письма, музыкальной подготовки. В основном они занимались женским рукоделием: прядением, шитьем, ткачеством, вязанием и т.д. Их уделом было домашнее хозяйство.
Схема 4.2.
Воспитательная система Афин[7]
Цель воспитания – всестороннее гармоническое формирование личности
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2150;