Педагогические идеи философов Древнего Рима
Педагогическиеидеи Марка Туллия Цицерона (106-43 гг.до н.э.) нашли отражение в ряде сочинений: «Брут», «Оратор», «Гортензий», «Лелий, или О дружбе» и др. Сущность человека он определял понятием «гуманность», «человечность». Идеал воспитания – совершенный оратор, общественный деятель. У оратора должны быть воспитаны такие черты личности, как такт, чуткость, мужество, справедливость, умеренность, разумность, желание служить обществу, дружелюбие и т.д.
Цицерон был признан первым учителем римского народа. Свое педагогическое кредо он высказывал так: «Я считаю… своей обязанностью… работать в том направлении, чтобы благодаря моим стараниям, усердию, трудам, все мои сограждане расширили свое образование».
Луций Аней Сенека (4 г.до н.э. -65 г.до н.э.) считал главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Основным предметом школьного образования он считал философию. Он утверждал, что постичь природу и самого себя можно, только овладев философией, которая является и главным средством нравственного совершенствования человека. Проблемы нравственного воспитания рассмотрены им в таких произведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию».
Основным понятием, характеризующим процесс воспитания по Сенеке, выступает «норма». Воспитатель в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонения от нормы. Основное средство воспитания – назидательные беседы-проповеди с примерами из жизни и истории.
Сенека был сторонником энциклопедического образования и высказывал идею о безграничных возможностях прогресса человеческого знания.
Яркий представитель философской и педагогической мысли - Марк Фабий Квинтилиан (42 г.-ок. 118 г. н.э.). Главный его труд «Ораторское образование».
Квинтилиан считал, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно. Необходимо тщательно выбирать няньку для младенца. Надо, чтоб учитель должно заменял ученику отца, приучал питомца мыслить и действовать самостоятельно. В учителе Квинтилиан видел высокообразованного человека, любящего детей, осторожного как в наградах, так и в наказаниях. Образцом учителя он считал Цицерона.
Квинтилиан настаивал на необходимости образования полезного для общества. Цель воспитания, по его мнению, состояла в подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей.
Он отдавал предпочтение организованному школьному обучению перед домашним («свет хорошей школы лучше одиночества семьи»). Квинтилиан являлся создателем и руководителем государственной риторической школы в Риме. Он отмечал положительные факторы школьного образования: соревновательность, установление дружеских связей между учениками, усвоение норм общежития и т.д.
Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора. Достичь такого результата он предлагал с помощью следующей системы обучения: домашнее обучение, обучение в грамматической и риторической школах. Обучение следовало вести индуктивным путем – от простого к сложному, на основе работы памяти.
Вопросы и задания для самопроверки:
1. Заполните таблицу:
Таблица 4.1.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 5054;