Педагогическая мысль и школа в Западной Европе в эпоху Возрождения
Эпохе Возрождения (XIV-XVI вв.) человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. В это время формировалось новое мировоззрение в центре которого находилась активная личность, способная преобразовать мир. Стремление осмыслить место человека в мире возродило интерес к античной культуре. Наследие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на который можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры. Со стремлением установить преемственность с античностью путем возрождения классической древности и связано название эпохи – Возрождение. Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия.
Гуманизм как основа Возрождения определял ценность гуманитарного знания, особенно образцов античной культуры. Гуманистические идеи реализуются практически отказом от жестокости в воспитании. Это отказ от жесткой дисциплины и телесных наказаний, введение таких средств воспитания, как игры, прогулки, развлечения.
Характерной чертой педагогики данного периода является четкая иерархия системы образования: низшая ступень образования представлена элементарной школой; учебные заведения повышенного образования – городскими (латинскими) школами, гимназиями и коллежами, колледжами; высшая ступень – университетами, кружками, академиями.
В эпоху Возрождения главным в формировании гармоничной личности было признано воспитание гражданина. Процесс формирования гармонической личности был рассмотрен шире, чем в античные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, и в физическом воспитании.
Так, в созданном в начале XVI в. английским мыслителем Томасом Мором (1478-1535 гг.) утопическом проекте («Утопия») бесклассового общества прослеживается идея об участии всех граждан в производительном труде и в соединении его с всеобщим образованием. По мнению Мора, производительный труд должен быть специализированным, с тем, чтобы готовить молодежь к избранной профессии.
Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) в своем сочинении «Город Солнца» уделил большое внимание вопросам воспитания детей. Составляющими системы государственно-общественного воспитания, по его мнению, были естественнонаучные, ремесленные знания, труд и физические упражнения.
С конца XV в. общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютных монархий, побудила к переосмыслению идеала воспитания. Человек, ограниченный монархией, вместо гражданской активности стал стремиться к уединению, подчинив себя культу знания. Главенствующую позицию в формировании человека в этой ситуации занимало образование. Переводы литературных произведений классиков древности стали основным направлением развития культуры эпохи Возрождения, получившим название «филологический» гуманизм. Гуманитарные знания, дававшие образованному человеку внутреннюю свободу, уводили его от собственно гуманистического идеала, что в результате привело в конце XVI в. к трагедии гуманизма. Первоначальный гуманистический идеал разносторонне развитой, активной личности стал превращаться в формальную литературную образованность.
Те же самые тенденции прослеживаются и в практике учебных заведений. Изучение грамматических форм, заучивание правил синтаксиса, тренировка в стилистике стали основным содержанием в образовании. Обучение, дающее одностороннее образование, вызывало критику со стороны по-новому мысливших гуманистов.
Разработка новогуманистического образца воспитания относится к 20-м гг. XV в. и связана с именами итальянских педагогов Витторино де Фельтре (1378-1446 гг.) и Гуарино Гуарини (1374-1460 гг.).
В школе Витторино де Фельтре – «Школе радости» обучались мальчики и девочки, что было принципиально новым. Целью обучения было формирование общей культуры воспитанников. Основу школьной программы составляло изучение классических языков и литературы. Наряду с развитием интеллектуальных способностей, большое значение придавалось эстетическому и физическому воспитанию.
В отличие от Витторино де Фельтре, Гуарино Гуарини в своей школе ставил задачу подготовить своих учеников к будущей профессии. Особое внимание уделялось тем предметам, знания которых будут ему полезны в будущей практической деятельности. Поэтому наряду с изучением классических языков, изучались предметы естественнонаучного цикла.
Концепция человека нового времени – широко образованного и критически мыслящего, была предложена французским философом Мишелем Монтенем (1533-1592 гг.) в его труде «Опыты». Основу знаний, считал Монтень, составляет опыт. Чтоб человек был способен мыслить, ему надо помочь научиться наблюдать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» нарисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, неэффективность обучения в средневековой школе.
Самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1467-1536 гг.). Он один из первых заговорил о народном образовании. Педагогические идеи Эразма Роттердамского изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения». Целью формирования ребенка, по его мнению, выступает воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.
В эпоху Возрождения человека начали ценить не по его принадлежности к определенному сословию, а по уровню его эрудиции. Самым ценным в личности считали ее способность и готовность к самовыражению. В целом, человек был провозглашен центром мироздания.
Между тем, уже в XV в. стали проявляться противоречия между гуманистическим идеалом и реальными возможностями его достижения. Гармоническое развитие человека оказалось на практике иллюзией.
В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация выдвигала свое понимание природы и путей воспитания человека. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез со светским гуманизмом педагогики Возрождения. Реформация провозгласила принцип индивидуальности, «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом.
Движение Реформации связано с именами Мартина Лютера (1483-1546 гг.) в Германии, Жана Кальвина (1509-1564 гг.) во Франции и Ульриха Цвингли (1484-1532 гг.) в Швейцарии.
Деятели Реформации выдвигали лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке. Идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Вместе с тем, уровень знаний, которыми она обеспечивала, оставался низким, поскольку основная доля учебного времени отводилась изучению религии.
С конца 50-х гг. XVI в. наступает период Контрреформации, которая была не только католической реакцией на реформаторское религиозное движение, но и противостояла гуманистической культуре. Деятели Контрреформации стали создавать в европейских странах бесплатные начальные школы. И сегодня иезуитская система воспитания сохранила свои элементы в школах западных стран (состязания, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и т.д.).
Таким образом, эпохи Возрождения и Реформации по-разному определяли взаимоотношения человека и общества. Если гуманизм эпохи Возрождения проповедовал гармоническое развитие свободной личности, посредством которой он стремился преобразовать общество, то в основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющий себе личность. Гуманисты стремились путем воспитания развивать умы людей, то реформаторы хотели с помощью воспитания властвовать над людьми. К концу XVI в. гуманистическое мировоззрение было оттеснено идеологией Реформации, а позднее и Контрреформации и возродилось в эпоху Просвещения.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2037;