Открытые» проблемы современной прикладной этики
Конец ХХ столетия вошел в историю, как начало эпохи информационных технологий. Бурное развитие интеграционных процессов ведет к глобализации. Глобализация ( от лат. global – шар) – это процесс перерастания любого явления в явление мирового масштаба и его трансформация в целостную мировую среду. Глобальная революция, которая охватила все страны и народы, представляет собой сеть разнообразнейших экономических взаимосвязей, которые непрерывно возрастают. Процессы глобализации становятся возможными, когда осуществляются предварительные условия для возникновения единой мировой инфраструктуры, когда достигается определенный уровень стандартизации и унификации жизни людей.
В результате глобальной революции происходит: 1) углубление взаимосвязей между самыми важными финансовыми центрами; 2) тесная технологическая кооперация среди фирм; 3) глобальные информационные сети связывают мир в одно целое; 4) национальные рынки все меньше можно рассматривать как критерий для сегментации рынка; 5) объединение острой конкуренции с расширением элементов взаимодействия и сотрудничества; 6) интернационализация производственных связей в высокотехнологических областях на базе прямых иностранных инвестиций; 7) формирование глобальных рынков.
Существует три ракурса глобализации как социального явления: 1) социально-политический – политическая глобализация изучает роль государства и других субъектов международной жизни в мире глобализации, перспективы становления глобального гражданского общества, которое имеет общие правовые принципы и нормы; 2) социально-экономический – экономическая глобализация изучает формирование глобальных рынков и стратегию поведения корпораций и международных финансово-экономических институтов, перспективы формирования принципиально новых экономических отношений и типов хозяйства; 3) социокультурный – культурная глобализация изучает глубинные изменения в культурных стереотипах в связи с новейшими научно-техническими социальными нововведениями, перспективы межкультурного диалога.
Базовые мегатенденции глобального цивилизационного процесса нашли отображение в социокультурной сфере: а) «культурная поляризация»; б) «культурная ассимиляция»; в) «культурная гибридизация»; г) «культурная изоляция».
«Культурная поляризация». Под знаком этой тенденции прошла значительная часть ХХ ст.: речь идет о противоборстве двух лагерей – капиталистического и социалистического. Основной механизм реализации этой мегатенденции – поляризация и сегментация политической и геоэкономической карты мира, которые сопровождались формированием военно-политических и экономических региональных союзов.
«Культурная ассимиляция» основывается на выводе, что альтернативы «вестернизации» не существует. Все большее значение приобретает процесс установления универсальных («общечеловеческих») норм и правил в международных отношениях.
«Культурная гибридизация» дополняется процессами транскультурной конвергенции и формированием транслокальных культур – культур диаспоры в противоположность традиционным культурам, которые отмечаются локальностью и стремятся к национально-государственной идентичности. Мир постепенно превращается в сложную мозаику транслокальних культур, которые глубоко внедряются одна в одну и образовывают новые культурные регионы, которые имеют сетевую структуру. Интенсификация коммуникаций и межкультурных взаимовлияний, развитие информационных технологий содействуют дальнейшей диверсификации разнообразного мира человеческих культур, они противостоят поглощению их какой-то универсальной «глобальной культурой».
«Культурная изоляция». ХХ ст. дало много примеров изоляции и самоизоляции отдельных стран, регионов, политических блоков («санитарные границы», «железный занавес»). Источниками изоляционистских тенденций в веке, который наступил, будут культурный и религиозный фундаментализм; экологические, националистическое и расистское движения; приход к власти авторитарных и тоталитарных режимов, которые, возможно, будут прибегать к таким мерам: социокультурная автаркия (гр. самоудовлетворение), ограничение информационных и гуманитарных контактов, свободы передвижения, жесткая цензура.
Глобальными называют проблемы, которые затрагивают жизнь всего человечества, а их решение возможно лишь усилиями всех народов, которые населяют Землю. Глобальные проблемы – продукт деятельности человека, рожденные стихийным развитием цивилизации, разделением культурных центров и периферий, неравномерным научно-техническим, экономическим, социально-политическим и культурным развитием государств и регионов. Впервые внимание мирового сообщества на существование глобальных проблем обратили ученые Римского клуба (созданного в 1968 г.). Именно ученые клуба исследовали тенденции планетарного развития, выразали обеспокоенность состоянием и будущим планеты: рост населения, промышленного производства, загрязнение среды.
Острые дискуссии происходят вокруг проблем: «глобальной конкуренции, которая имеет тенденцию к росту»; «глобализации экономики», «глобализации образования»; «культурной глобализации».
Глобальные проблемы группируются вокруг трех фундаментальных направлений развития человечества: человек-техника, человек-природа, человек -культура. Человек-техника – использование атомной энергии, а также из-за непрогнозированности последствий работы машин, которые работают на принципах самосовершенствования и самообучения. Человек-культура – тенденция к потери культурных национальных черт. Человек-природа – ухудшение экологической ситуации, возрастают естественные катаклизмы и техногенные катастрофы.
В последнее время обострения экологического кризиса ведет к фатальным последствиям. Быстрое распространение экологического кризиса угрожает охватить всю планету, поэтому миграция на новые территории не может быть осуществлена. Реальный выход из кризиса – изменение способов производства, объемов и норм потребления природных ресурсов. Люди сегодня потребляют такое большое количество энергии и веществ, которые в сотни раз больше чем их биологические нужды. Большие города несут тоже угрозу, потому что большое количество людей могут погибнуть при естественных катастрофах (землетрясение и прочее). Люди выбирают больше 10% от стоков рек – это предельно разрешенные нормы потребления.
Глобальные проблемы разделяют на проблемы, которые угрожают существованию всего человечества (термоядерная война; загрязнение среды; опасные болезни) и проблемы, решение которых обеспечит прогрессивное развитие человечества (запасы сырья; демографический взрыв; голод; экономическая отсталость стран; освоение космоса; международные отношения; ресурсы мирового океана; альтернативные источники энергии).
Особой проблемой является проблема голода и на нее следует обратить особое внимание. Она также влечет за собой другой ряд проблем таких как: запасы сырья и как использовать их, демографическая ситуация и экономическое развитие.
Общество, которое допускает, чтобы некоторые его члены умирали от голода нельзя считать моральным. Голодная смерть и недоедание представляют собой один ряд проблем; другой ряд проблем связан с использованием природных ресурсов. Минеральные ресурсы исчерпываются и не восстанавливаются. Знание этого факта поднимает третий ряд проблем: имеют ли право люди, что живут сейчас использовать столько этих ресурсов, сколько они хотят и по собственному усмотрению? Какая ответственность перед последующими поколениями? Если у нас есть выбор, то кому мы должны – бедным других стран или собственным потомкам? Существует мнение, что вопрос такого масштаба легче игнорировать, чем позволить. Однако и как нации, и как отдельные люди мы продемонстрируем аморальность, если отдадим предпочтение игнорировать наши моральные обязанности просто потому, что они трудные, новые и касаются людей далеких от нас в пространстве или во времени. Некоторые специалисты утверждают, что поскольку предприятия являются наибольшими пользователями природных ресурсов, то непосредственно на них лежит обязанность с решением моральных проблем. Для рассмотрения моральной проблемы любого вида можно использовать основные принципы утилитаризма и деонтологии. Самый плодотворный подход к решению сложных моральных проблем заключается в том, чтобы подразделить их на меньшие, легче решаемые части. Устанавливая ясность в каждой из этих частей, мы создаем большую ясность и относительно всей проблемы в целом. Поэтому, рассматривая общие проблемы голода и недоедание, нужно уточнить, можно ли их свести к решаемым частным проблемам. Вопрос о голоде и недоедании касается нашего отношения, как к проблеме продовольствия, так и к другим человеческим существам. Можно начать с самих себя. Чтобы жить, каждому из нас необходима пища. Нам необходимо определенное количество пищи определенного качества, чтобы не просто выжить, а чтобы обеспечить полное развитие своего организма, поддерживать состояние здоровья, эффективно трудиться и вести другую деятельность. Когда пищи хватает для всех, для меня морально допустимо удовлетворять свои нужды в пище. Более того, для каждого это очевидная моральная обязанность сохранять свое здоровье в нормальном состоянии, итак, на каждом лежит очевидная моральная обязанность соответственно питаться.
Какие же обязанности относительно проблемы питания других людей? Большинство людей, разумеется, согласится с тем, что родители морально обязаны, если они в состоянии это делать, кормить своих детей. На родителях лежит особая ответственность относительно отношения к своим детям, поскольку это их дети. Было бы неправильно, чтобы в семье с убогим благосостоянием родители питались удовлетворительно, а дети обрекались на голодную смерть. Однако от них не нужно, чтобы они кормили детей хорошо, а самих себя обрекали на голодную смерть. Которую, в конечном итоге, польза принесет детям смерть их родителей? Так общее правило, никто не обязан приносить себя в жертву ради других. Поступать так, может быть, похвально, но морально не нужно, поскольку в качестве морального существа каждый человек представляет собой цель в себе и настолько же достоин уважения, как всякий другой человек. Можно также утверждать, что каждый человек в силу своих особых обстоятельств больше обязан кормить тех, за кого он несет ответственность, чем тех, за кого он ответственности не несет.
Каждый человек обязан помогать другим людям, которые переживают острую нужду, при условии, что он способен это делать без особого ухудшения собственного положения. Когда один человек имеет обилие пищи и видит, что другой умирает от голода, и когда ему почти ничего не стоит спасти другого, человек, который владеет пищей, обязан спасти голодающего. Наша коллективная обязанность помогать тем членам общества, которые испытывают острую потребность. Любой из нас обязан помогать, когда это для нас самых нетягостно. Если все, кто в состоянии это делать, будут вносить хотя бы малый взнос, тогда тем, кто имеет острую потребность, может быть оказана помощь. В качестве общества мы коллективно организуемся для выполнения этой задачи так же, как и для других общих задач. Мы обеспечиваем перераспределение дохода с помощью налогообложения и социальных программ. У нас особое отношение к тем, с кем мы образовываем одно общество. Мы связаны друг с другом общими законами, разделяем общие тягости и совместно хотим достичь общего добра внутри нашего общества. Точно так же, как мы больше обязаны кормить тех, за кого несем ответственность, мы больше обязаны кормить голодных в нашем собственном обществе, чем кормить голодных в других обществах, когда нужда в этих группах одинаковая. Но если все в нашем обществе питаются достаточно и в нашем распоряжении существует излишек пищи или ресурсов для ее производства, а в других странах люди умирают от голода, то будет моральным предоставить помощь людям, которые подвергаются испытанию и терпят острую нужду. Индивидуально вряд ли можно решить эти проблемы, но коллективно, то есть объединенными усилиями или с помощью государственных мер, можно сделать очень много. Но если это так, тогда указанный принцип действует и на человеке лежит моральный долг его выполнять. Отдельный человек выполняет этот долг, платя налоги или внося пожертвование в фонды помощи. Обязанность государства действовать по уполномочию народа; обязанность народа предоставлять помощь тем, кто бедствует. Наименьший убыток для человека богатого отличается от наименьшего убытка для человека с довольно скудным доходом. Отсюда вытекает, что обязанность пропорциональная зажиточности. Когда мы отдаем предпочтение, чтобы наши обязанности выполнялись при посредничестве государства, мы выравниваем бремя этих обязанностей, облагая людей налогами пропорционально их доходам.
Существует различие между страной, которая страдает от временного голода вследствие необыкновенной и опустошительной засухи, и страной, народ которой страдает от хронического недоедания.
Предположим, что население было предупреждено об опасности уничтожения лесов, но леса, однако уничтожили. Это привело к наводнениям, износу верхнего пласта грунта и уничтожению сельскохозяйственных земель страны. Население теперь голодает и взывает о помощи. Но виновная лишь часть населения, а именно та, которая вырубала леса. Другая его часть голодает в результате действий некоторых людей. Помощь нужно предоставлять, руководствуясь изложенными выше принципами. Но поскольку земля стала бесплодна, помощь должна соответственно включать предоставление не только продовольствия, но и удобрения, саженцы для лесопосадок и технические средства для предотвращения возможных неурожаев. Как и в случае с отдельным человеком, условием для предоставления продолжительной помощи должна служить готовность самой бедствующей страны помогать себе.
Культура как феномен бытия и самореализации содействовала постепенному возникновению глобальных проблем.
Все чаще, благодаря культурному синкретизму (гр. объединение) предлагаются идеализированные культурные стереотипы западного образца. Моральные ценности экспортируются как материальные продукты (капиталы, нефть). Утвердился культурный плюрализм и релятивизм.
Культурный плюрализм(лат. множественный) – современный мир рассматривается как многонациональное образование, все народы и этносы равноценны.
Культурный релятивизм(лат. относительный) - означает возражение против того, что какой-либо народ единственный владеющий истиной.
Особой тенденцией современности является уважение к малочисленным, экзотическим культурам. Декларирование принципа толерантности по отношению к малым этносам.
Глобализация заострила такую проблему как терроризм. В терактах попираются интересы, суверенность и национальные чувства, моральные принципы определенных народов и этносов.
Таким образом, с одной стороны глобализация объединяет людей, а с другого ведет к потери идентичности, заставляет объединяться в определенные субкультуры для достижения самореализации.
Специальные исследования глобальных проблем содержат в себе также комплекс мер для их решения. Но наряду с принятием юридических нормативных документов, развитием экономического воспитания и образования, жесткостью санкций за нарушения и преступления, разработкой социальных программ по регулированию рождаемости и другого многим ученым решения глобальных проблем видится в изменении самого человека, его культуры. Это изменение должно быть направлено на восстановление гармонии в человеке в непрерывно меняющемся мире.
Культурные изменения должны привести к рождению новых ценностей – социальных, этических, духовных, которые составят культурную атмосферу будущего. Но для того чтобы данная культурная трансформация стала реальностью, необходимы не только огромные материальные затраты, но и перестройка принципов, на которых базируется современная культура. Для этого должно быть: 1) сделать замену стандартизации многообразием и плюрализмом, которые будут вызваны новыми типами производства, структурой потребления (по теории развития разумных потребностей), разными формами политического поведения, сосуществованием разных религиозных систем и т.д.; 2) развивать процесс не только централизации, но и децентрализации культурных связей и отношений. Это снизит значение деления мира на развитый центр и отсталую периферию. Периферийные миры смогут также стать центрами культуры, науки, образования; 3) обеспечить широкую информатизацию общества, которое ведет за собой падение статуса бюрократии и социальной иерархии. Вертикальное распределение общества должное активнее заменяться горизонтальным взаимодействием между людьми; 4) обеспечить превращение человека в главную общественную ценность.
Положительным является то, что на современном этапе глобальные проблемы не только выделены, но и осознается насущная потребность их решения.
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 957;