Рисуночные методы для оценки интеллектуального развития детей
Рисуночные тесты часто используются в практической диагностике как средство общения между психологом и ребенком, для выявления его эмоциональных и личностных особенностей, помогают более глубоко понять душевное состояние ребенка (Шелби, 1972). Кроме того, в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов показано, что особенности графических изображений у детей коррелируют с уровнем их интеллектуального развития. Например, при тяжелой умственной отсталости дети не могут повторить за взрослым простые движения, нарисовать линию. Они обычно пассивны с карандашом и бумагой. Их каракули не ассоциируются с реальными объектами.
Связано это прежде всего с недоразвитием моторики, особенно дифференцированной моторики пальцев рук. Это делает их совершенно беспомощными в рисовании. Некоторые дети с тяжелой умственной отсталостью могут воспроизвести, например, линию, но это носит исключительно формальный характер, без осмысления.
У детей с легкой умственной отсталостью при рисовании опускаются существенные признаки предметов. Их рисунки, как правило, схематичны, с часто повторяющимися элементами. При возможности выбора цвета карандашей они выбирают только один‑два цвета.
У умственно отсталых детей изобразительная деятельность развивается только при специальном обучении, в отличие от детей с нормальным интеллектом, у которых эта деятельность развивается спонтанно.
Мой опыт работы с рисуночными тестами при обследовании детей показывает, что ребенок с умственной отсталостью не может нарисовать, например, несуществующее животное, так как не может понять, что значит «несуществующее». Его мышление отличается конкретностью, а для такого рисунка требуется хорошо развитое воображение и абстрактное мышление.
На рис. 1 показано, как девочка 11 лет с умственной отсталостью изобразила несуществующее животное. Но обращает на себя внимание, как она это сделала. В ответ на просьбу нарисовать такое животное она долго думала, задавала много вопросов: «А как это – несуществующее? Оно живое или неживое?» и т. д. Поскольку у нее была очень высокая мотивация показать себя с самой лучшей стороны и заслужить похвалу психолога, она взяла игрушку (зайчика) с полки, положила ее на лист бумаги, обвела карандашом контуры игрушки, закрасила цветным карандашом (верно подобрала цвет) и сказала: «Вот это несуществующее животное, оно ведь действительно не существует. Я хорошо выполнила ваше задание?»
Или, например, ребенок отказывается сделать рисунок «Моя семья», что может быть связано с большими проблемами в семье ребенка и отражать его негативные эмоции по отношению к членам семьи.
Таким образом, сам факт отказа рисовать какой‑нибудь рисунок может нести в себе очень ценную информацию об особенностях интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка.
Правда, отказ ребенка рисовать что‑либо может иметь и другие причины. Например, ребенок шести лет заявил: «Я не умею рисовать, я плохо рисую». На вопрос, почему он так считает, последовал ответ: «Воспитательница в детском саду сказала, что у меня рисунок опять получился хуже всех». Так одно необдуманное высказывание взрослого лишило ребенка желания заниматься рисованием.
Из многочисленных рисуночных тестов, использование которых обсуждается в книге Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной (Романова, Потемкина, 1992), наиболее пригодным для оценки интеллектуальных возможностей ребенка является тест «Дом – дерево – человек» (коэффициент ранговой корреляции между этим тестом и тестом интеллекта равен 0,4–0,75). Однако интерпретации рисунков у детей уделяется чрезвычайно мало внимания, особенно в аспекте интеллектуального развития, несмотря на то что различия в этих рисунках между детьми с нормальным интеллектом и отклонениями в его развитии хорошо видны.
Рисунки детей с умственной отсталостью отличаются графической незрелостью, часто не соотносятся с реальными объектами (рис. 2). На рис. 2–6 видно, что ствол дерева и ветви обозначаются одной простой линией (или ствол рисуется коротким и толстым), крона дерева маленькая, нет линии земли, имеется небольшое количество деталей. Рисунок человека примитивный, с головой и туловищем, каждая конечность нарисована одной линией, руки от головы в виде булав (рис. 4–5). Отсутствуют шея, уши, волосы, пальцы рук, ступни, одежда.
В отношении рисунка дома можно отметить, что умственно отсталые дети неправильно располагают рисунок в пространстве, наблюдаются разрывы линий, сильный перекос рисунка, отсутствие многих элементов дома (окон, дверей, крыши и т. д.), на рис. 2, 3, 4 дома неузнаваемы.
Итак, рисунки умственно отсталых детей выявляют слабое развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсо‑моторной координации, мелкой моторики пальцев рук.
Дети с ЗПР рисуют лучше детей с умственной отсталостью. В их рисунках больше разнообразных элементов, они по своей зрелости приближаются к рисункам детей с нормальным интеллектом, а часто и вообще неразличимы (рис. 7–8).
Дети с нормальным интеллектом и с интеллектуальной одаренностью привносят в рисунки элементы творчества, оригинальности (рис. 9‑10).
Правильное использование детских рисунков значительно обогащает психологическую оценку интеллекта у детей.
Методика «Дом – дерево – человек»
Проективная рисуночная методика «Дом – дерево – человек» (ДДЧ) предложена Дж. Буком в 1940 г.
В качестве объектов для рисования автор выбрал дом, дерево и человека, так как эти образы более, чем другие, стимулируют откровенную вербализацию и наиболее приемлемы для всех возрастных групп, в том числе и для детей. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок – это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение, несут определенные эмоциональные нагрузки.
В данной книге предлагается модификация методики ДДЧ, предложенная Р. Ф. Беляуекайте для оценки личностного развития ребенка. Автор считает целесообразным применять ДДЧ в начале психологической консультации, потому что этот тест может показать, в какой сфере (эмоциональной или интеллектуальной) находится основная проблема консультируемого ребенка.
Порядок проведения работы
Тестирование начинается с установления между экспериментатором и обследуемым лицом доверительных отношений во время беседы на актуальные для ребенка и отвлеченные темы. Затем испытуемому предлагают стандартный лист бумаги, который складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «ДОМ», на второй и третьей вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», а на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата заполнения протокола. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция:«Нарисуй, пожалуйста, дом (человека, дерево) так хорошо, как только можешь. Дом может быть любого типа, стиля по твоему усмотрению. Время рисования не ограничено. Кстати, это не проверка твоих художественных способностей, меня не интересует твое умение рисовать».
После рисования дается следующая инструкция: «А теперь сядь поудобнее, постарайся расслабиться. Я задам тебе несколько вопросов насчет твоих рисунков».
Вопросы выбираются экспериментатором ситуативно и индивидуально. Предлагаются следующие вопросы.
Дом
1. Сколько этажей имеет этот дом?
2. Из чего он построен?
3. Кому он принадлежит?
4. Если бы этот дом был твой, какую комнату ты бы выбрал себе? Почему?
5. С кем бы ты хотел жить в этом доме?
Дерево
1. Как это дерево называется? (вид дерева)
2. Сколько ему лет?
3. Живое это дерево или нет? Если нет, то когда оно погибло?
4. Где оно растет?
Человек
1. Кто это: мужчина или женщина?
2. Сколько ему лет?
3. Кто он (она) такой (такая)?
4. Что он (она) делает?
5. Как он (она) одет (а)?
В протоколе экспериментатор фиксирует следующее:
• время рисования (каждого рисунка и общее);
• спонтанные высказывания и эмоциональные проявления во время рисования и интерпретации;
• последовательность деталей, если она отличается от обычной, – ответы на вопросы послерисуночного опроса.
Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 2054;