Корпоративная юридическая служба в США. История развития
Корпоративная юридическая служба в США. В 60-е гг. прошлого века в США компании, имевшие в штате юристов (in-houselawyers), можно было пересчитать по пальцам. Среди них были такие крупные корпорации, как «Кока-кола» и «Белл», располагавшие небольшим юридическим отделом и старшим юридическим советником (generalcounsel), работавшим по найму. Это было скорее исключение из общепринятой практики. Большинство компаний пользовались услугами сторонних адвокатских фирм.
По мере того, как в 70-е гг. юридические консультации становятся ежедневной необходимостью, а стоимость услуг адвокатов растет, корпорации начинают нанимать в штат собственных юристов. Поначалу корпоративные юристы проводили большую часть своего рабочего времени, надзирая за работой внешних консультантов. Однако постепенно компании убедились в том, что внутренняя форма консультирования имеет неоспоримые преимущества, основное из которых заключалось в понимании юристом специфики бизнеса и лучшем взаимодействии с остальными работниками фирмы.
Представители крупных адвокатских фирм (EliteLawFirms) с недоверием отнеслись к корпоративным юристам, упрекая их в том, что они променяли свободу на ежемесячный чек[63]. Такая реакция адвокатов воспринималась как вполне естественная и объяснимая, поскольку эти последние в течение долгого времени занимали монопольное положение на рынке консультационных юридических услуг.
В последнее время положение заметно изменилось и сейчас обе эти юридические профессии сосуществуют и взаимодополняют друг друга. В 1997г. 10% от общего числа юристов работали внутри корпораций.
К концу 70-х гг. юридические отделы (in-houselegalstaffs) появились повсеместно, число их работников выросло, круг поручаемых им вопросов значительно расширился. Как отмечает М. Троттер из Университета Джорджии, «корпоративная юридическая революция стала одним из самых значимых изменений, происшедших в юридической практике США в последнее время[64].
К середине 90-х гг. основная часть юридических вопросов и корпорациях разрешалась юридическими отделами, состоявшими в штате предприятий. Помощь сторонних адвокатов требовалась лишь в отдельных случаях, одним из которых было судебное представительство. Это было вызвано тем, что в большинстве штатов для выступления в суде требуется наличие соответствующего допуска в виде лицензии и (или) членства в коллегии адвокатов штата.
В последние годы отмечаются дальнейшее расширение полномочий корпоративных юристов и укрепление роли юридической службы в управлении фирмами. Это вызвано в первую очередь соображениями экономического порядка. Так, юрист организации (corporatecounsel) входит в штат предприятия, оплата его труда фиксирована, более предсказуемы дополнительные затраты. Оплата труда корпоративных юристов включает в себя зарплату (salary) и премии (benefits). Премии часто подразумевают передачу прав участия в акционерном капитале предприятий в форме пакетов акций, опционов и т. д.
По исследованиям, проведенным в 1998 г. Американской ассоциацией корпоративных юристов (АССА), средняя численность юридических департаментов предпринимательских организаций составляет 5 чел.
Юридические службы, как правило, включают в себя специалистов по сделкам (transactions) и судебно-исковой работе (litigation). На них возлагается выполнение всего спектра задач — от налогообложения до ответственности перед потребителями. И даже когда необходимо привлечение сторонних адвокатских фирм, корпоративный юрист выступает как координатор взаимодействия с адвокатами и контролирует эффективность их работы.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 572;