МЕСТНАЯ, СЕГМЕНТАРНАЯ И ОБЩАЯ РЕАКЦИИ

С начала внедрения АП в западную медицину предпринимались многочис­ленные попытки объективизации её лечебных эффектов и их объяснения с точ­ки зрения достижений современных медико-биологических наук. Были предложе­ны различные гипотезы механизмов отражения внутренних патологических процессов в состоянии АК и развития лечебных эффектов при стимуляции ТА. Общим недостатком предложенных в разное время гипотез является попытка выделить какой-либо механизм в качестве основного, если не единственного, и с его помощью объяснить весь спектр наблюдаемых диагностических и лечеб­ных феноменов.

Современная интерпретация методологии традиционной АП базируется на концепции функциональных систем и антисистем (стресс-реализующей и стресс-лимитирующей, ноцицептивной и антиноцицептивной). Естественные антиноцицептивные и стресс-лимитирующие системы являются главными «контролёрами» адаптационного процесса, а дефицит их функций неизбежно проявляется в разви­тии патологического состояния. Большинство из ранее предложенных гипотез действия АП (тканевая, гистаминная, капиллярная, электрическая и др.) нашли своё отражение в качестве частных механизмов стресс-лимитирующего, антиноцицептивного и адаптогенного действия РТ.

При действии внешнего стимула на ТА разворачивается ряд последователь­ных реакций, которые сугубо условно разделяют на местные, сегментарные и общие (системные). Каждая из них является необходимым условием возникнове­ния последующей реакции, а их механизмы, рассматриваются ли они на молеку­лярном или системном уровне, тесно взаимосвязаны [37].

Местная реакция — непосредственный ответ элементов ТА на воздействие лечебного фактора, являющийся пусковым моментом для последующих стадий реакции организма. В развитии местной реакции принимает участие механизм парабиоза периферических нервов. Введённая игла, как и любой другой раздражи­тель достаточной силы и длительности, вызывает развитие парабиоза с его тре­мя стадиями. В уравнительной стадии нервное волокно теряет способность отве­чать на раздражение по закону силы. Разные по силе раздражители вызывают одинаковые и значительно сниженные по сравнению с исходными ответы.

Развитие уравнительной стадии позволяет уравновесить нарушенные мест­ные регуляторные механизмы, как бы вывести их на исходную одинаковую стар­товую позицию. Вследствие такого выравнивания они начинают автоматически функционировать в нормальном физиологическом режиме, если, конечно, не про­должает действовать фактор, который привёл к их изначальному дисбалансу.

Парадоксальная стадия парабиоза характеризуется более выраженным от­ветом на слабый раздражитель по сравнению с сильным. В результате мощная высокочастотная импульсация, несущая болевую информацию, ослабляется, а конкурирующий с ней поток неболевой информации усиливается.

В тормозной стадии парабиоза нервные волокна полностью утрачивают спо­собность реагировать на раздражители любой силы, в результате чего развивается анестезия. Обратимые стадии парабиоза представляют один из важных механиз­мов развития местной реакции при воздействии мощных механических, термичес­ких и электрических стимулов на ТА.

Более общим, обеспечивающим связь ТА с внутренними органами и включаю­щимся как при сильной, так и слабой стимуляции, механизмом развития местной ре­акции является так называемый аксон-рефлекс, т.е. распространение возбуждения по периферическим ветвлениям отростков нервных клеток, не доходящее до их тел.

Согласно современным представлениям, механизм аксон-рефлекса реализуется преимущественно с участием нейропептидов и выполняет важную роль в адаптаци­онных процессах, осуществляемых метасимпатической нервной системой.

Метасимпатическая система служит антисистемой для симпатической регу­ляции. Повышение симпатического тонуса, возникающее в ответ на любое стрессорное воздействие, вызывает нарушение гомеостатического равновесия. Акти­вация же метасимпатической системы выполняет стабилизирующую гомеостаз функцию. В сфере управления метасимпатической системы находятся регуляция моторной активности полых висцеральных органов, секреторных и экскреторных процессов, капиллярной проницаемости и микроциркуляции, местных эндокринных элементов, иммунных и других процессов [67].

В процессе изучения аксонрефлекторных реакций стало известно, что в ответ на возбуждение адекватным стимулом рецепторы и периферические нервные во­локна не только формируют центростремительный поток импульсов, но и высво­бождают нейропептиды, оказывающие специфическое действие на окружающую их ткань.

Таким образом, благодаря механизму аксон-рефлекса, афферентные (чув­ствительные) нервные волокна совмещают также и функции эфферентных (испол­нительных) волокон. От активированных теми или иными патологическими стиму­лами интероцепторов поток импульсов достигает периферических ветвлений афферентного нервного волокна, где происходит его разделение. Часть потока продолжает ортодромное центростремительное распространение, а другая часть антидромно передаётся по другой периферической коллатерали, достигая её окон­чаний в другом внутреннем органе, или в коже, в том числе и ТА. При этом набор нейропептидов, выделяющихся первично и вторично активированными ветвями того же афферентного волокна, одинаков, что представляет собой одно из прояв­лений непрерывности регуляции — регуляторного континуума (РК) [7].

Представление о РК может служить физиологическим основанием традици­онных представлений о внутренних и наружных путях АК, объединяющих в единый контур регуляции различные висцеральные органы и ТА [49]. Например, выделен­ные интероцептором в ответ на растяжение стенки полого органа калцитонин-генродственный пептид (КГРП) и субстанция П будут обнаруживаться не только в его микроокружении, но и в ТА, связанной с этим интероцептором дугой аксон-рефлек­са. Так осуществляется первый, местный уровень отражения в ТА биохимических процессов, протекающих во внутренних органах. Аналогично, но в противоположном направлении осуществляется аксон-рефлекторный механизм при стимуляции ТА. Выделяющиеся в ответ на стимуляцию кожных афферентов ТА вещества выделяются и в тканях внутренних органов, связанных с этой ТА общими ветвя­ми периферических афферентных волокон.

В соответствии с изложенными современными нейрофизиологическими зако­номерностями в репрезентативных ТА как бы моделируются некоторые элемен­ты патологических процессов, происходящих в корреспондирующихся с ними тка­нях и органах. К числу таких воспроизводящихся в точках механизмов относится, в частности, феномен периферической сенситизации — типовой механизм боли, который одновременно выполняет также и функцию включения эндогенной обез­боливающей (антиноцицептивной) системы.

Местная реакция тесно связана с механизмами периферической сенситиза­ции (снижением порога возбудимости ноцицепторов), которая приводит к тому, что в норме не вызывающие болевых ощущений воздействия начинают воспринимать­ся как ноцицептивные (болезненные) стимулы. Так, нормальные перистальтичес­кие движения или умеренное физиологическое растяжение стенки желудочно-кишечного тракта могут начать ощущаться как болезненные. Поступающие при этом в спинной мозг импульсы активируют эфферентную часть висцеро-мышечно-кожного рефлекса, в результате чего возникает повышение мышечного тонуса, сопровождающееся нарушением кровообращения и кислотно-щелочного баланса, т.е. создаются условия для периферической сенситизации в соответствующей ТА.

Этот механизм лежит в основе возникновения зон аллодинии и гипералгезии, которые используются в повседневной акупунктурой практике при выявлении болезненности в точках тревоги (ю-пункт, глашатай), сочувственных (шу) и дру­гих корпоральных точках, а также точках MAC и МКАС.

Периферическая сенситизация может быть следствием тканевой гипоксии, воспаления, спазма гладких мышц и других факторов. Возникшая вследствие ка­кого-либо из этих факторов периферическая сенситизация висцеральных ноцицеп­торов репродуцируется в репрезентативной ТА.

Важную роль в развитии периферической сенситизации играют медиаторы, выделяемые фибробластами, тучными клетками, макрофагами, моноцитами и лимфоцитами, в изобилии содержащимися в ТА. Эти медиаторы — брадикинин, гистамин, фактор роста нервов (ФРН), фактор некроза опухоли (ФНО), интерлейкин-1 (ИЛ-1) вызывают увеличение выделения провоспалительных пептидов (суб­станции П, КГРП) из нервных волокон и возникновение боли. Но эти же регуляторные пептиды одновременно инициируют увеличение количества опиоидных рецепторов (ОР) на периферических нервных волокнах и увеличение выделения эндогенных опиоидных пептидов (ОП) периферическими клеточными элементами, что приводит к развитию локального аналгетического эффекта.

Совокупность имеющихся экспериментальных данных позволяет рассматри­вать периферические ноцицепторы и первичные ноцицептивные нейроны дорсаль­ных рогов спинного мозга в качестве общего афферентного входа для болевой и иммунологической чувствительности организма. На основе такого предположения может найти объяснение феномен и биологическое значение вторичной (протопатической) боли, возникающей вслед за первичной (эпикритической) болью и про­должающейся и по окончании действия ноцицептивного стимула.

40 Лекции по рефлексотерапии

шает скорость сенсомоторных реакций, внимание, умственную и физическую ра­ботоспособность. Причём, повышение уровня психической активности происходит в пределах индивидуальной физиологической нормы, лишено побочных эффектов допинговых средств [12,15,62].

РТ, наряду с профилактическим, характеризуется ярко выраженным реабилитационным действием, в связи с чем находит широкое применение в восста­новительной медицине и санаторно-курортном лечении. Чем раньше начинается применение методов РТ, тем быстрее и успешнее завершается этап восстанови­тельного лечения. Так, под влиянием курсов РТ после операции двухстороннего удаления яичников у женщин репродуктивного возраста ускоряется включение компенсаторных механизмов гипофизарно-надпочечникового уровня, быстрее нормализуется психоэмоциональное состояние, функции высших отделов ЦНС, вегетативные реакции. В результате снижаются посткастрационные осложнения, адаптация организма женщин протекает более гладко.

Поддерживающие курсы РТ в течение 1-2 лет после операции позволяют более спокойно решить многие социальные (профессиональные, бытовые) пробле­мы без применения специальной гормонотерапии, в тяжёлых случаях посткастрационного синдрома — при назначении существенно меньших доз гормональных препаратов.

Имеется обширный положительный опыт использования РТ в реабилитационных целях и при других перенесённых операциях, тяжёлых заболеваниях и пост­травматических стрессорных расстройствах.

 

«Предусмотренные» ощущения, возникающие при попадании иглы в локус ТА и являющиеся условием развития положительного терапевтического эффекта АП, представляют собой не что иное, как протопатическую боль. В отличие от первич­ной, вторичная боль чувствительна к опиоидным аналгетикам.

Акупунктурная стимуляция активирует как нервные окончания, так и другие клетки, находящиеся в локусе ТА. Возбуждение Аб нервных окончаний иницииру­ет немедленную сенсомоторную реакцию и чётко локализованное острое (эпикритическое) болевое ощущение.

Активированные или разрушенные клетки повреждённой ткани, в т.ч. иммуноциты, выделяют вещества (ИЛ-1, ФНО, ФРН и др.), возбуждающие преимуще­ственно С-волокна, что приводит к возникновению вторичного (протопатического) болевого ощущения. Приспособительное значение протопатической боли состоит в мобилизации разнообразных, в том числе иммунологических гомеостатических механизмов, направленных на локализацию и устранение повреждения.








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 705;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.