СТРЕСС-ЛИМИТИРУЮЩЕЕ И АДАПТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ РЕФЛЕКСОТЕРАПИИ
Описанный в 1959 г. H.Selye [136] синдром, вызываемый различными вредоносными агентами (чрезвычайными раздражителями), был назван общим адаптационным синдромом (ОАС), или синдромом биологического стресса. Он включает реакцию тревоги, фазу резистентности и фазу истощения. Эта трёхфазная природа ОАС свидетельствует о том, что способность организма к приспособлению, его адаптационная энергия не беспредельна. Впоследствии стали различать физиологический (эустресс) и патологический стресс (дистресс). Эустресс является необходимым компонентом жизни, инициатором адаптационных реакций, дистресс же служит основой развития патологических процессов.
Теория антистрессовых (стресс-лимитирующих) систем [57], как дальнейшее развитие идей W. Cannon и H.Selye, явилась основой для анализа результатов изучения механизмов, профилактических и лечебных эффектов РТ. Было установлено, что РТ вызывает активацию различных физиологических систем, которая может быть основой для повышения защитно-приспособительных реакций организма к различным повреждающим факторам внешней и внутренней среды. Это обеспечивает обширнейшую область показаний к использованию РТ при самой разнообразной патологии.
Результатом активации антиноцицептивной системы является не только развитие аналгезии, но и включение ряда комплексных многоуровневых стресс-лимитирующих и адаптационных механизмов. Наиболее отчётливо адаптогенные эффекты РТ проявляются со стороны тех систем, которые испытывают наибольшее функциональное напряжение в соответствии с характером действующего стресс-фактора. Такая система становится основной «мишенью» РТ-воздействия. Это акцентированное проявление адаптогенного эффекта РТ является следствием давно известного в физиологии принципа получения специфического эффекта на неспецифический раздражитель. С другой стороны, развивается и неспецифический адаптогенный эффект в виде так называемого феномена перекрёстной устойчивости — повышения общей переносимости организмом различных стрессорных и потенциально, патогенных влияний. Разумеется, эти положительные эффекты достигаются не автоматически, для их достижения необходимо соблюдение факторов места, метода и момента воздействия. Стимуляция вне ТА или неадекватный РТ-рецепт, характеризуются менее выраженным адаптогенным эффектом, а нередко оказывают и неблагоприятное — дезадаптирующее действие.
РТ способствует ускорению формирования важнейших характеристик адаптированного организма — способности поддержания гомеостаза с минимальными энергетическими затратами и высокой мобилизационной готовностью к оптимальному реагированию на стрессорные, потенциально патогенные воздействия. Такое действие РТ аналогично адаптогенному эффекту тренировки с использованием физических нагрузок. Как при РТ, так и при интенсивных физических нагрузках, возбуждаются мышечные афференты, в частности А8, возможно и С-волокна, ритмические разряды которых вызывают выделение эндогенных опиоидных пептидов и окситоцина, играющих важную роль в системе контроля боли, регуляции кровяного давления и температуры тела.
d-эндорфин, имеющий высокое сродство к m-опиоидным рецепторам, действует на болевую чувствительность и симпатическую регуляцию сердечно-сосудистой системы подобно морфину, не влияя на нормальные значения порогов боли, артериального давления и частоты сердечных сокращений, но изменяя эти показатели при их нарушениях. РТ, по сравнению с эффектами физических нагрузок, гипоксических или температурных тренировок, обладает более выраженным специфическим адаптогенным действием.
Исходя из сходства механизмов боли и стресса, а также определённой роли стресса в патогенезе многих заболеваний, предложена гипотеза о том, что основу профилактических эффектов РТ составляет такой же принцип активации естественной стресс-лимитирующей системы организма. АП и её современные модификации, активируя антиноцицептивную систему, инициируют комплексные универсальные стресс-лимитирующие и адаптогенные реакции, обеспечивающие естественную биологическую защиту организма при действии любых патогенных факторов и стрессоров. Стресс-лимитирующие эффекты РТ проявляются повсюду — от снижения уровня стресса у роженицы и новорожденного до терминальных состояний [96,125].
Важной составной частью комплексных универсальных стресс-лимитирующих и адаптационных реакций является иммуномодулирующий эффект РТ. Исследования на многих клинических и экспериментальных моделях стрессорного воздействия показали, что системы регуляции болевой чувствительности и иммунитета тесно взаимодействуют друг с другом. ТА характеризуются многочисленными тесными контактами между периферическими ноцицепторами и иммунокомпетентными клетками.
Сочетанные антиноцицептивные и иммуномодулирующие эффекты РТ реализуются на разных уровнях — от периферических нервных рецепторов до коры больших полушарий головного мозга. Многие нейромедиаторы, гормоны и иммуномедиаторы различной химической природы принимают участие в акупунктурной иммуномодуляции.
В эксперименте и клинике показано влияние РТ на показатели клеточного и гуморального иммунитета с повышением в крови иммуномедиаторов. Так, акупунктура LI(GI)4 вызывала более чем 10-кратное увеличение содержания в крови гамма -интерферона [13]. ЭАП в качестве компонента анестезиологического пособия существенно снижает развивающуюся в условиях послеоперационной «постагрессивной» болезни симптоматику иммунодефицита и является эффективным методом профилактики инфекционно-септических осложнений. Под влиянием курса ЭАП после операции кесарева сечения у женщин с высоким прогнозом послеоперационного эндометрита это осложнение возникало в 2,4 раза реже по сравнению с группой, в которой проводилась только фармакотерапия [125].
При изучении стресс-лимитирующих и адаптационных механизмов РТ при сердечно-сосудистой патологии показано, что защитный эффект ЭАП обеспечивает предупреждение стресс-обусловленного истощения катехоламинов в адренергических волокнах миокарда, снижение его предрасположенности к развитию аритмии, желудочковой тахикардии, экстрасистолии при острой ишемии миокарда, увеличение резистентности сердца к нагрузкам при инфаркте миокарда и ограничение зоны некроза (в эксперименте).
Показано также, что под влиянием ЭАП изменяется резистентность артерий — снижается их реакция на сосудосуживающие препараты. Установлено, что кардиопротекторный эффект ЭАП при стрессе связан с повышением эффективности механизмов, ответственных за электролитный баланс миокарда, и торможением истощения гликогена в миокарде. РТ способна предупреждать расстройства центральной гемодинамики в восстановительном периоде после инфаркта миокарда, мобилизовать реакции антиоксидантной защиты и повышать устойчивость организма к острой гипоксии [72].
Под влиянием курса РТ нормализуется соотношение параметров центральной и периферической гемодинамики, отмечается ограничение гиперфункции сердца при физических и эмоциональных нагрузках, а при длительном лечении методами РТ— регрессия гипертрофии миокарда. При ишемической болезни сердца повышается толерантность к физической нагрузке, снижается количество экстрасистол и эпизодов кардиалгий. У нетренированных людей и у спортсменов под влиянием РТ повышается эффективность адаптации к физической нагрузке, выполнение которой перестаёт быть для организма стрессорным фактором. Применение РТ способствует снижению неблагоприятного действия антиортостатической гипокинезии (наземная модель невесомости) на состояние гемо динамических параметров.
У беременных с митрально-аортальными пороками сердца и внутриутробной гипоксией плода курс АП в III триместре беременности (в условиях акушерского стационара) способствовал улучшению кислородного режима организма, снижению показателей циркуляторной гипоксии, улучшению маточно-плацентарного кровообращения и, в итоге, имел место более благоприятный исход родов для матери и новорожденного. Как компонент общей анестезии при кесаревом сечении, ЭАП у беременных этой группы риска обеспечивала благоприятные условия для жизненно важных систем организма плода; у новорожденного показатели липидного обмена свидетельствовали о снижении накопления продуктов перекисного окисления липидов, что является положительным фактором для адаптации новорожденных, перенесших внутриутробную гипоксию, к внешним условиям [125].
Под влиянием РТ наблюдается местное повышение кровотока, улушение микроциркуляции у больных болезнью Рейно, облитериующим эндартериитом, диабетической ангиопатией, улучшение регионарного кровообращения при вертебро-неврологических заболеваниях.
У больных групп риска развития тромботических осложнений под влиянием ЭАП как компонента операционного и послеоперационного обезболивания показатели микроциркуляторного гемостаза восстанавливались в более ранние сроки после операции, снижалась доза антигипоксантов, антикоагулянтов и тромболитических препаратов.
Эти эффекты РТ развиваются на фоне повышения содержания бета-эндорфина и мет-энкефалина в крови, сердце, надпочечниках при нормализации функции симпатико-адреналовой системы. Эти факторы являются клиническим и экспериментальным подтверждением, что стресс-лимитирующие механизмы защитного действия РТ на сердце, сосуды, систему микроциркуляции, гемостаза развиваются в результате активации антиноцицептивной системы.
Адаптогенное действие РТ проявляется и в изменении функционального состояния ЦНС и ВНС. АП и ЭАП способствуют расширению диапазона ЭЭГ-реакции усвоения ритма. На различных клинических моделях показано, что РТ приводит к изменению частотного спектра ЭЭГ, способствуя восстановлению основного альфа-ритма, существенно уменьшает межполушарную асимметрию биоэлектрической активности головного мозга. Так, при утомлении в родах, которое сопровождается высокой степенью психоэмоционального напряжения рожениц и опасно развитием слабости родовой деятельности, ЭАП оказывала регулирующее влияние на функциональное состояние различных уровней ЦНС, на показатели ЭЭГ, способствовала нормализации корково-подкорковых отношений. Лечебный отдых посредством ЭАП обеспечивал более благоприятный исход родов. Аналогичные эффекты были продемонстрированы при профилактическом использовании РТ у людей, занимающихся напряжённым умственным трудом, операторской деятельностью, у спортсменов в период ответственных соревнований, высоких физических и психоэмоциональных нагрузок.
Рефлексопрофилактика предупреждает неадекватные эмоциональные реакции, вредное действие монотонии, активизирует кратковременную память, повышает скорость сенсомоторных реакций, внимание, умственную и физическую работоспособность. Причём, повышение уровня психической активности происходит в пределах индивидуальной физиологической нормы, лишено побочных эффектов допинговых средств [12,15,62].
РТ, наряду с профилактическим, характеризуется ярко выраженным реаби-литационным действием, в связи с чем находит широкое применение в восстановительной медицине и санаторно-курортном лечении. Чем раньше начинается применение методов РТ, тем быстрее и успешнее завершается этап восстановительного лечения. Так, под влиянием курсов РТ после операции двухстороннего удаления яичников у женщин репродуктивного возраста ускоряется включение компенсаторных механизмов гипофизарно-надпочечникового уровня, быстрее нормализуется психоэмоциональное состояние, функции высших отделов ЦНС, вегетативные реакции. В результате снижаются посткастрационные осложнения, адаптация организма женщин протекает более гладко.
Поддерживающие курсы РТ в течение 1-2 лет после операции позволяют более спокойно решить многие социальные (профессиональные, бытовые) проблемы без применения специальной гормонотерапии, в тяжёлых случаях посткастра-ционного синдрома — при назначении существенно меньших доз гормональных препаратов.
Имеется обширный положительный опыт использования РТ в реабилитаци-онных целях и при других перенесённых операциях, тяжёлых заболеваниях и посттравматических стрессорных расстройствах.
Вопросы для самоконтроля к главе 4
1. Местная, сегментарная и общая реакции на стимуляцию ТА являются не зависимыми друг от друга:
а) да, б) нет.
2. Предусмотренные ощущения при введении иглы в ТА являются:
а) специфическим феноменом, б) эпикритической болью, в) протопатической болью.
3. Механизм аксон-рефлекса обеспечивается с преимущественным участием:
а)ацетилхолина, б) норадреналина, в) нейропептидов, г)серотонина.
4. Эндогеннная опиоидная система функционирует на уровне:
а) периферических рецепторов, б) на сегментарном, в) на супрасегментарном уровне.
5. Механизм воротного контроля боли полностью объясняет феномен акупунк-турной аналгезии:
а) да, б) нет.
6. Активация антиноцицептивной и стресс-лимитирующей систем при применении АП являются не зависимыми друг от друга феноменами:
а) да, б) нет.
7. Адаптогенное действие РТ имеет сугубо неспецифический характер и полностью аналогично эффекту физических тренировок:
а) да, б) нет.
8. Рефлексопрофилактика показана для:
а) активации внимания, б) активации работоспособности операторов,
в) предупреждения неадекватных эмоциональных реакций,
г) предупреждения бронхоспазма при обострении бронхиальной астмы,
д) предупреждения обострения поллиноза.
№ | Русское название | Русская фонетическая транскрипция* | Английское название | Код |
I | Лёгкие | Шоу-тай-инь-фэй | Lung | LU(P) |
II | Толстый кишечник | Шоу-ян-мин-да-чан | Large intestine intestiineeeeeeeeeeintestineinTE(TR)(TR)ST(E)ine | LI(GI) |
III | Желудок | Цзу-ян-мин-вэй | Stomach | ST(E) |
IV | Селезёнка | Цзу-тай-инь-пи | Spleen | SP(RP) |
v | Сердце | Шоу-шао-инь-синь | Heart | HT(C)(C) |
VI | Тонкий кишечник | Шоу-тай-ян-сяо-чан | Small inTE(TR)(TR)ST(E)ine | SI(IG) |
VII | Мочевой пузырь | Цзу-тай-ян-пан-гуан | Badder | BL(V) |
VIII | Почки | Цзу-шао-инь-шэнь | Kidney | KI(R) |
IX | Перикард | Шоу-цзюе-инь-синь-бао | Pericardium | PC(MC) |
X | Тройной обогреватель | Шоу-шао-ян-сань-цзяо | Triple energiser | TE(TR) |
XI | Желчный пузырь | Цзу-шао-ян-дань | Gall bladder bbbBL(V)adder | GB(VB) |
XII | Печень | Цзу-цзюе-инь-гань | Liver | LR(F) |
XIII | Управляющий канал (заднесрединный) | Ду-май | Governor v. | GV |
XIV | Зачатия канал (переднесрединный) | Жэнь-май | Conception v. | CV |
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 439;