Закон отрицания отрицания.
Но не спешите делать вывод, что законы бытия этим ограничиваются. Перечисленные законы являются универсальными, общими, и этим отличаются от всех остальных, частных.
Закон единства и борьбы противоположностей. Испокон веков внимание человека привлекали противоречия мира. (Вспомните учение даосизма Лао-Цзы, гармонию инь и янь, их противоположность и единство в Дао). Противоречие проявляется во всем: в обществе, в материальном мире, в познании и т.д. Но для того, чтобы изучить противоречивость бытия, мы должны понять, что же такое противоречие само по себе. Противоречие – это такой тип взаимодействия различных, и, даже противоположных сторон, свойств, которые обусловливают процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Абсолютно тождественных (одинаковых) вещей не бывает: предметы, объекты, явления различны – как между собой, так и внутри себя. Но мы говорим о другом противоречии: «единстве и борьбе».Этот тип противоречия основан на противоположности диалектической, то есть исходящей не только из различия, но, главное, единства взаимодополняющих (взаимно предполагающих) сторон предмета, явления или процесса. То есть, «единство и борьба» противоположностей выражают напряженное взаимодействие «полярных» свойств. Так, например, используя закон единства и борьбы противоположностей любой живой объект можно представить как соединение двух начал: женского и мужского. То есть каждый человек, есть результат единства двух начал.
Противоречие выражает внутренний источник всякого движения, развития. Противоречия бывают внутренние и внешние. Внутренниепротиворечия – это противоречия между элементами структуры. А внешние– это противоречия различных явлений.
Противоречия бываютосновными и не основными, главными и не главными. Например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона в ядре атома представляет собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома – полярность ядра и электронные оболочки остаются.
Есть противоречия антагонистические и неантагонистические.Антагонистическое противоречие – это неразрешимое противоречие. Его разрешение возможно только революционным путем, как переход в новое качество. Например, противоречие между рабами и рабовладельцами, рабочими и капиталистами. Неантагонистическое противоречие проявляется между однотипными социально-классовыми общностями. Например, свободная конкуренция между капиталистами.
Диалектическое отрицаниевключает в себя триединый процесс:
1.разрушение, изживание прежнего (деструкция),
2.частичное накопление, суммирование, сохранение (кумуляция),
3.формирование, создание нового (конструкция).
Этот закон формулируется как закон отрицания отрицания, что предполагает цикличность, повторяемость. Классический пример проявления этого закона мы находим у самого Г.Гегеля: зерно посажено в землю, прорастая стеблем, оно отрицает само зерно, далее новые зерна отрицают стебель. Проявление этого закона обычно изображают в виде спирали, где каждый новый виток повторяет предыдущий, но уже на качественно новом уровне. То есть, происходит не полное отрицание (уничтожение) предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением некоторых (но существенных) свойств предыдущей стадии.
Закон количественных и качественных изменений выражается категориями:
1.качество: совокупность свойств, указывающих на то, что представляет собой вещь, чем она является. Это определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет;
2.количество: совокупность свойств, характеризующих величину (или количество) объекта (предмета, вещи), его размеры.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество. Например, вода, нагретая до определенной температуры, превращается в пар, или охлажденная, превращается в лед.
Тема 3: Проблема человека в философии
План:
1.Сущность понятия «человек» в философии
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 342;