История развития диалектической мысли.
Категории диалектики, принципы их связи.
Законы диалектики.
-1-
Слово «диалектика»(гр. – веду беседу, спорю) впервые ввел в философию Сокра, как искусство вести диалог по обсуждению проблемы, с целью достижения истины. Пройдя длительный путь становления, к ХIХв. искусство вести беседу оформилось в самостоятельное учение, в метод творчески познающего мышления о наиболее общих законах движения (развития, изменения), принципах и связях объективного мира (бытия). Для Платона из Афин диалектика – это уже высшая наука и метод познания идей. Он использовал метод диалога, как операцию расчленения и связывания понятий, осуществляемую посредством вопросов и ответов, и ведущую к истинному определению понятий.
Наиболее яркое проявление античная диалектика получила у Гераклита, согласно которому мир, находящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном движении, в единстве противоположностей. Например, его известные «речные фрагменты». При этом, всеобщая изменчивость представлялась как превращение одного первоначала в другое: земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир и обратно, и т.д. Он выявил непрерывный процесс движения и возникающих при этом противоречий. Запомните: «противоречие» составляет «сердцевину» процесса движения в любой ее форме – развитии или изменении. Стихийнодиалектические идеи сильно выражены у атомистов – Левкипа, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара. Как мы видим, для античной философии проблема «противоречия» сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало задачей диалектики.
В средние века господство христианства перенесло диалектику в сферу теологии(гр. – бог и учение: богословие, религиозное учение). Элементы диалектики содержались и в пантеистических(гр. – всё – бог; Пан – мифологический бог природы)воззрениях этого периода. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей. Идея единства противоположностей получила развитие и в учении Джордано Бруно.
В философии Нового времени,несмотря на господство метафизических воззрений во всех сферах мышления, также выдвигались диалектические идеи. Так,Рене Декартразвивал идею о развитии применительно к космологии, а Бенедикт (Барух) Спинозавпервые вводит диалектическое понимание природы.
Но все же вершиной рассмотрения диалектики явилась классическая немецкая философия в лице Г. Гегеля. На идеалистической основе им была создана целостная концепция диалектики, как универсальная теория и метод познания мира.Однако, по меткому выражению Карла Маркса, «диалектика Гегеля стояла на голове, а дело заключалось в том, чтобы поставить ее на ноги». То есть, речь шла о противоречии метода и системы великого философа, на которое указывали как его противники, так и последователи.
Обобщив все ценное в истории развития диалектической мысли, и, в первую очередь, Г.Гегеля, К.Марксу удалось поднять это учение на качественно новый уровень, преодолеть его противоречивость. Была создана материалистическая диалектика, состоящая из двух частей: исторического и диалектического материализма.Отныне диалектика начинает выступать как стройное и последовательное учение.
Таким образом, диалектика – это учение о всеобщих связях и наиболее общих законах развития природы, общества и человека (его мышления), как система философских категорий.
-2-
Воспринимая объекты, мы обязательно подводим их под какие-либо понятия –категории,которые выступают в качестве обязательного условия познавательного процесса.
Так что же мы называем категориями? Категории(гр. – высказывание, признак, в философии – общие, фундаментальные понятия)выражают наиболее общие представления человека о сущности вещей и явлений, а также универсальных связях между ними.
Категории диалектики имеют характерные черты:
во-первых, по мере развития материальной и духовной культуры, мышление человека обогащается все новыми и новыми категориями;
во-вторых, они связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент системы категорий;
в-третьих, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о мире, и форма мысли о нем ( познавательный прием, посредством которого осмысливается эта связь).
Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание выделило следующие пары категорий и типы их связей:
«единичное – общее», «сходство – различие», «качество – количество», «простое – сложное», «часть – целое», «форма – содержание», «явление – сущность», «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность».
Начнем с категорий «единичное – общее».
В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, то есть, единичны в своем существовании. Хотя в народе и бытует выражение «похожи как две капли воды», но даже они различны (эта идея получила развитие и в творчестве Г.Лейбница). Тем более, нет похожих двух людей (даже в истории человечества нельзя отыскать двух совершенно одинаковых человека), поскольку гены содержат в себе неповторимую, всегда индивидуальную информацию. То есть, единичное – это объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике.
Но бесконечное многообразие – это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей. Так, например, хотя люди индивидуальны, мы, тем не менее, без труда фиксируем присущую им всем общность, выражаемую общим понятием «человек». То есть, общее – это объективно существующее сходство единичных предметов, их однотипность.
А принцип связи проявляется в их неразрывности: как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного.
«Сущность и явление» - категории, отражающие противоположность явлений и процессов. Сущность – это нечто сокровенное, глубинное, находящееся в вещах. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики того или иного предмета. Одно из них предполагает другое. Но они могут и не совпадать друг с другом – иногда явление маскирует сущность предмета. В таких случаях мы говорим о «кажимости», «видимости». Например, мираж, как зрительное видение, возникающее из-за искривления лучей света атмосферой.
«Необходимость и случайность».Очень часто люди задаются вопросом: каким образом – случайно или по необходимости, происходит то или иное событие? Одни уверены, что в мире все происходит случайно, и нет места необходимости. Другие – что все определено необходимостью.
Случайное – это возможное при соответствующих условиях, которое может произойти, а может и не произойти. Этим оно противостоит необходимому (и закономерному).
Необходимость –это тип связи явлений, обусловленный устойчивой внутренней основой и внешними условиями их реализации. Если случайное имеет причину в чем-то другом, то необходимое имеет причину в самом себе.
«Возможность и действительность» - эти категории выражают последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию. Возможность – это предпосылка возникновения того или иного явления, которая в определенных конкретных условиях превращается в действительность.
«Часть и целое» - категории, которые отражают связь предметов, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные объекты. Целое рассматривается как результат сочетания частей того или иного предмета.
Но в чем же заключается секрет целостности? Ведь его нельзя сводить к простой сумме частей. (Куча вещей не составляет целое). Вся суть заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы взаимодействующих частей. Поэтому применительно к этой связи мы употребляем такие категории, как «элемент», «система».
О своеобразии связи «часть и целое» говорил древнегреческий философ Сократ. Он приводил пример с лицом человека, которое хотя и состоит из частей: губ, ушей, глаз, носа, щек, рта, но не является набором частей.
«Содержание и форма».Не все, что содержится в объекте, составляет его содержание. Например, мы никогда не узнаем, как выглядит голубь, если будем тщательно изучать каждую клетку его организма под микроскопом. Поэтому нельзя к содержанию отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину в целом. Или содержанием организма человека является не просто совокупность его органов, а нечто большее – весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме.
Что такое форма? Это внешний облик предмета (объекта), она выражается в категории «граница», и является способом существования того или иного содержания.
А какая из этих категорий является ведущей? Запомните: ведущей является категория «содержание», поскольку каждое изменение формы отражает изменение содержания. (Например, смена общественно-экономических формаций).
«Качество, количество и мера», как философские категории, употребляются в различных разделах науки и практики. Категория «качество» отражает совокупность свойств предмета. При утрате этих свойств, объект перестает быть самим собой, приобретает новые черты, указывающие на принадлежность его уже к другому виду объектов.
«Количество» выражает величину или число объектов. «Качество» и «количество» неразрывно связанны между собой, характеризуя предмет. Эту связь поддерживает «мера». Мера определяет (сохраняет) качественную определенность предмета, пока не изменятся количественные показатели объекта. То есть мера – это своеобразная зона, за пределами которой количество порождает новое качество (но при сохранении основных существенных характеристик).
Итак, мы рассмотрели некоторые категориальные пары. И в заключении можно сказать, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальности связи объектов.
-3-
Как говорил Ф.Энгельс, «познанных законов целое множество, но есть и не познанные». Законы, которые мы будем рассматривать далее, относятся к законам познанным. Это три основополагающих закона диалектики:
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 517;