Предмет и метод ИППУ
Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.
Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».
Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.
Две главных области в истории:
1)теоретическая
2)практическая
В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.
Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.
По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:
1. Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.
2. Содержательная попытка решения основных проблем теории государства и права, т.е. теория, содержащая учения – содержательная основа.
Содержательные положения (прогнозы, оценки, идеалы)
Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.
Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.
- что такое государство, как оно создается : по воле людей или высшими силами
- служит общему благу или отдельным социальным группам
- компетентность правителей или наследственное право монарха
- что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей
- предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними
- в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)
- как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить
- соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)
- какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности
В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.
В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.
В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.
Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.
Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.
Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.
Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.
Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:
1. Распределение собственность
2. Характер политических учреждений
3. Религия
4. Быт и традиции народа
5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя
6. Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)
7. Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»
Методологические установки ИППУ:
1. Общенаучные методы исследования:
- формально-логический
- диалектический
- системный
- сравнительно-исторический
2. Философские методы (?):
- теоретический
- метафизический
В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!
Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1280;