Политическое и правовое учение Аристотеля.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя наследника царского престола – будущего знаменитого полководца Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей. Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика” и “Никомахова этика”. К ним примыкает сочинение “Афинская полития”, содержащее исторический очерк развития государственного устройства Афин.
В его воззрениях больше здравого смысла, чем у Платона, у которого внешний мир - тень идей. В политической сфере не увлекался мечтами об идеальном обществе, а постоянно сообразовывался с действительностью. Анализируя античное государство, старался изучить, стремился показать ошибки, ведущие к гибели. Целая глава посвящается необходимости рабовладения.
У раба на 1 месте тело, у господина - душа. Душа должна господствовать над телом, т.к. она начало властвующее, а тело подчиняющееся. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы.
О государстве.
Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства - достижение общего блага, не для войны, не для предотвращения преступности, а чтобы жить счастливо. Т.к. цель общая - управление должно быть общим. Это приводит Аристотеля к оправданию остракизма (богатые и известные граждане, которые становились популярными политиками, во имя демократии подвергались суду посредством черепков и изгонялись на 10 лет из государств. Это было почетнейшее изгнание!.
Равенство - основной принцип. Цель государства - общественное благо => формы должны соответствовать этой цели, все ост формы - извращенные.
Формы государства
Монархия - правит один в интересах общества.
Аристократия - господство лучших людей, правящих в интересах общего блага.
Полития - власть общества.
Извращенные формы:
[монархия]-тирания
[аристократия] - олигархия, где правят богатые для своего счастья
[полития]- охлократия, где правят бедные, не заботясь о богатых.
Идеальное политическое устройство:
1.Государство должно быть среднее по величине т.к. в большом государстве сложно установить порядок, а в малом недостаточно ресурсов гражданам.
2.В нем должны жить греки, ибо северные народы храбры, но не умны, азиаты - умны но не храбры, греки соединение этих прекрасных качеств
3.Граждане должны полностью посвятить себя служению государству, гражданство не предоставлялось земледельцам, т.к. они не служат добродетели.
Граждане в совершенном государстве занимаются только политической жизнью. Земля принадлежит гражданам, а обрабатывают ее рабы и метеки. Служение государству заключается в защите отечества и управлении общественными делами. Это исключительное призвание граждан. Молодые и сильные должны защищать старых и мудрых.
Государственный строй должен быть смешанным: в государстве живут и богатые и бедные => необходимо сочетание олигархии и демократии. Высший класс - гордиться своим богатством и не подчиняется власти, низший - плохо управляет обществом => только средний класс сочетает в себе чувство равенства с умением подчиняться предписаниям закона - он может дать прочность политическим учреждениям.
Главной причиной переворотов является стремление к равенству. Демократия прочнее олигархии, т.к. народу противостоит меньшинство. Олигархии угрожает народ и члены собственного состава. Другие причины - зависть, интриги, честолюбие... эти причины в различных формах правления действуют по-разному => различные способности поддерживаются. Олигархия должна заботится о народе, полезно предоставлять низшие должности представителям низшего класса. Внутри сословия олигархов должно быть равенство в слое, это предупреждает распри. Тирания должна воспитывать в подданных чувства взаимного недоверия, запретить собрания, где люди м прийти к взаимному мнению, шпионство. Но тиран должен во всем придерживаться умеренности и не искать излишков, должен приблизиться к монархии. Тирания и олигарх - самые шаткие из всех форм правления.
Вывод: политические блага как и блага этические состоят в умеренности, политическое искусство - в умении воздержания.
Правовые воззрения в трактате "Риторика". Законы устанавливает каждый народ для себя. Есть неписаные законы - "правда", они восполняют писаное право. Пробелы могут быть:
- ненамеренные (что-либо ускользнуло от законодателя)
- намеренные (нельзя урегулировать определенный случай).
Законы подразделяются на те, которые устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 487;