ТЕМА 10. СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ В СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Концепция досуга как фактора, интегрирующего рекреацию с физическим и духовным развитием личности, оказывающего существенное влияние на нравственно-психологическую атмосферу в семье представлена в трудах М.А. Ариарского, Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др.
Среди основных отраслевых проблем, препятствующих развитию культурной жизни, снижающих социально-культурный и личностный потенциал сферы культуры и досуга, по мнению Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, можно выделить такие проблемы как: снижение интереса населения к традиционным направлениям и формам работы учреждений; рост предпочтений населения «домашним» формам потребления культурных ценностей и в то же время неразвитость сферы производства товаров и предложений услуг, направленных на оптимизацию именно семейного досуга. Данные проблемы совершенно очевидно выявляют огромную роль организации семейного досуга.
Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи. Эффективность ее реализации определяется, во-первых, наличием и постоянным увеличением свободного времени, во-вторых, дальнейшим развитием современной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором средств и форм использования свободного времени.
Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи — динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации .
Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.
Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что в основном главной является ориентация на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит недостаточно.
Основным принципом организации семейного досуга является ориентация НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей.
Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, вариативности поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговои деятельности и социально-психологических отношений, тяготением к нестандартным досуговым занятиям.
Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи .
Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.
Мы будем придерживаться определения «семейного досуга», данного С.В. Лавренцовой в своем диссертационном исследовании.
Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление психических и физических сил, а также на формирование родительских и супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи .
Семейному досугу свойственны отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности.
Можно говорить о том, что семейная досуговая деятельность - это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей .
Культурно-досуговая деятельность в семье понимается как форма активности, направленная на смысло- и жизненно значимые цели, обеспечивающая благополучное существование (физическое, нравственное, духовное) семьи, осуществляемая в свободное от жизненно необходимых занятий время.
Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:
-это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;
-выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;
-препятствует проникновению таких явлений антикультуры, как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;
-оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень; - сплачивает общностью интересов, переживаний;
-является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу, приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро осознают общность семьи.
Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие его уровни :
Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.
Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.
По мнению Т.А. Куликовой, восстановительная роль семьи обеспечивается гуманными взаимоотношениями, атмосферой доверительности, которая располагает и больших, и маленьких членов семьи выразить свое эмоциональное состояние, высказать сомнения, поделиться радостью, горестями, получить совет, наставление. Только в семье, от близких и любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни. Тем более это важно для детей, особо остро нуждающихся в эмоциональной поддержке взрослых. Уверенность в нравственно-психологической помощи близких снимает напряжение, поддерживает бодрое настроение человека. Оптимистический настрой в семье, шутка, юмор придают семейной атмосфере радостную окраску, благоприятную для повышения жизненного тонуса, помогают преодолеть невзгоды и неудачи.
Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.
Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к его раздельному проведению.
Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга.
Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.
1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.
2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.
3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.
4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.
Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей»
По мнению С.В. Лавренцовой, реализация воспитательного потенциала семейного досугаможет быть обеспечена на основе:
а) системы социально-педагогического воздействия, направленного на формирование культуры семейного досуга как средства духовно-интеллектуального наполнения свободного времени членов семьи, вовлечения их в процесс непрерывного просвещения, совместного любительского творчества и активные формы отдыха;
б) целенаправленного отбора форм художественной деятельности, способствующих созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в семье;
в) включения семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве целостного субъекта социально-культурного творчества, педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий входящих в него личностей.
Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие семьи более сплоченные, менее конфликтные, дети из таких семей реже становятся асоциальными элементами.
При оценке полноценности семейного досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). Прослеживается прямая зависимость восстановительной функции семьи от налаженности домашнего хозяйства, быта, сбалансированности семейного бюджета .
Важную роль играют тепло домашнего очага, уют, которые создаются и его внешним оформлением, удобством, и вниманием, заботой всех членов семьи друг о друге. Если это удалось сделать общими усилиями взрослых и детей, то семья становится настоящим психологическим убежищем. Если ведение домашнего хозяйства - совместный труд и взрослых и детей, то исключается перегрузка женщины, и у нее останется время для отдыха. При планировании бюджета всей семьей обсуждается распределение финансов и выделение средств на отдых, культурный досуг, туризм.
Многие проблемы быта и досуга семьи связаны с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей. Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере социально-культурной деятельности, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.
Качество семейного досуга и семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка.
На примере музыки как вида искусства, которое сильно воздействует на эмоциональный мир человека и подчиняет его себе, можно сказать, что воспитательное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство. Если в семье музыка является бытовым шумом и фоном, который целый день звучит из радио или телевизора, ребенок, как правило, не приобретает умения слушать музыку всерьез и не относится к ней как к искусству. Если же в семье сохранились давние традиции посещения концертов, оперных спектаклей, совместного пения в часы досуга, то в таком случае воздействие музыки будет наиболее полным и гармоничным.
Как отмечает Т.А. Куликова, если семьи исповедуют разные культурные ценности, то соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.
Формы семейного досуга могут обуславливаться характером взаимодействия семьи и общества, это отображается в виде экономических, правовых, нравственных, педагогических, психологических, эстетических отношений.
Итак, формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по следующим признакам:
• по количеству детей;
• по составу;
• по структуре;
• по типу лидерства в семье;
• по семейным укладам;
• по однородности социального состава;
• по семейному стажу;
• по качеству отношений и атмосферы в семье;
• по типу потребительского поведения;
• по особым условиям семейной жизни.
Свои интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам – «космос», как отмечает А.Д. Жарков ) культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.
Семейный домашний досуг – это:
•любительские занятия (цветоводство, коллекионирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т.п.);
•совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);
•домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра – живого или кукольного- постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т.п.);
•семейное чтение;
•игры (с детьми, настольные и т.д.);
•праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).
Семейный внедомашний досуг:
•рекреативный семейный отдых вне дома (дача, туризм);
•оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).
•совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;
•хождение в гости;
•организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;
•участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;
•организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т.п.) с привлечением предприятий культурно-досуговой сферы.
В основе выбора той или иной формы семейного досуга лежат семейные традиции. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания .
По данным мониторинга общественного мнения, опубликованного ВЦИОМ 2010 году, излюбленными видами отдыха для населения России являются торжества на дому: так, принимают у себя в гостях родственников или друзей – 31% респондентов, а предпочитают самим быть в гостях чуть больше опрошенных – 37%. Неслучайно данные исследований фиксируют, что одна из самых предпочтительных форм реализации досуга – общение с друзьями, именно этот способ рекреации традиционен в нашей стране и осуществляется он в виде посиделок в гостях.
В настоящее время привлекают внимание исследователей традиции организации семейного досуга, которые веками складывались в русских семьях, а в послереволюционный период оказались утраченными или сильно деформированными. Это традиции семейного чтения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, пения, домашнего театра, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, коллекционирования.
Как отмечает Т.А. Куликова, некоторые из этих традиций начинают возрождаться. В современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности. Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, в обогащении содержания нуждаются такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, особенно детей.
Кроме семейных традиций при выборе определенной формы проведения досуга семья будет исходить из выявления своих досуговых интересов.
Досуговые интересы семьи выражают совокупность устойчивых мотивов и предпочтений членов семейной общности, определяющих их деятельностные стратегии в реализации социально-культурной активности в сфере свободного времени. Динамика развития досуговых интересов современной семьи зависит от соблюдения социокультурных условий:
•интеграции и сотрудничества учреждений социально-культурной сферы, общественных организаций, религиозных конфессий в определении оптимальной семейной культурно-досуговой политики;
•дифференциации форм социально-культурной деятельности в зависимости от типа семьи, материального положения, уровня досуговой активности;
•актуализации в содержании деятельности клубного учреждения ценностей семейного досуга (совместное проведение досуга, семейное творчество, семейная сплоченность, любовь и ответственность и т.д.).
•создания системы культурного обслуживания семьи, способствующей росту социально-культурной активности и формированию механизмов саморегуляции и самореализации досуговой активности семьи;
•выявления и поддержки любительских интересов, гражданских инициатив, деятельность по сохранению и развитию культурных традиций, созданию культурной среды жизнедеятельности семьи.
Таким образом, можно говорить о многообразии форм семейного досуга. Содержательная сторона некоторых форм семейного досуга будет рассмотрена в следующих параграфах.
Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современных условиях семейный досуг играет важнейшую роль в развитии и сохранении семьи. Опыт организации семейного досуга свидетельствует о безусловных преимуществах многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой лежит создание определенных условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности каждого члена семьи.
Литература
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. -М., 1993.-362 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.- С.6.
3. Безлепкина, Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности // Семья в России. -1994. №1. - С. 3-11.
4. Григорьева, Е.И. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций / Е.И.Григорьева, Е.В: Великанова. Тамбов: ТГТУ, 2000. - 118 с.
5. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! - М., 1996- с.35
6. Куликова, Т.А'. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: «Академия», 2000. 232 с.
ТЕМА 11. ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
1. Виды планирования процесса музыкального воспитания
В связи с тем, что учебного времени на музыку в школе отводится мало, учитель должен беречь и эффективно использовать каждую минуту. Ведь музыкально-слуховой опыт, навыки восприятия и исполнения музыки накапливаются постепенно. Добиться наибольшей результативности в этом помогает верное планирование уроков, внеклассной работы. План обеспечивает перспективу, уточнение того, что и когда дать детям, что должно составить основу, а что является дополнительным.
В зависимости от срока (объема времени), на который рассчитан план, он называется «годичный», «четвертной», «поурочный».
В годичном плане формулируются главные цели движения от класса к классу и определяется «модель» ученика, завершающего обучение на этом этапе или заканчивающего обучение вообще. Внимание учителя при составлении годичного плана акцентируется на решении главных задач года обучения.
Установив цели года, учитель определяет содержание и средства его доведения до учащихся за более короткие сроки – учебные четверти. Его содержание (как и годичного плана) обычно намечено в программе, где указаны знания и навыки, которые необходимо дать детям за этот срок, определен и музыкальный материал. Исходя из четвертного плана, педагог разрабатывает поурочные планы, примерное содержание которого тоже чаще всего представлено в программах. Однако это не значит, что поурочный план не требует творческого подхода, учета конкретных условий работы и уровня музыкального развития детей. Четвертной план несет, пожалуй, основу рабочую нагрузку. Именно в нем намечается система уроков, которая обеспечивает выполнение задач каждой четверти и в конечном итоге – целого учебного года.
В четвертных планах для каждого класса одной параллели могут быть существенные различия, которые возникают из-за особенностей класса, его «белых пятен». Изменения могут быть связаны с музыкальным материалом, сроками его освоения, но основные задачи должны совпадать.
Большое значение имеет поурочный план, где намечаются цель и задачи урока, его структура, музыкальный материал, ход урока, оборудование и наглядность, время на каждый вид деятельности. При этом урок должен обеспечивать целостное развертывание его темы, не состоять из малосвязанных частей.
Н.Л. Гродзенская проводила свои уроки очень свободно, но считала, что план необходим, так как помогает предусмотреть все содержание урока, точно его представить. Она считала также, что определение времени на каждый конкретный отрезок урока является достаточно условным. Точность выполнения плана зависит от сочетания разных объективных и субъективных моментов (состояние класса, учителя, индивидуальных особенностей учащихся, разнообразные непредвиденные моменты и т.д.).
Внеклассная работа также требует тщательного планирования. План помогает избежать спешки, неорганизованности в работе. Заранее зная, что, когда, кем будет выполняться работа, какое участие примут ученики в организации внеклассных мероприятиях, в чем могут проявить инициативу. Сопоставление ежегодных планов музыкальных мероприятий позволяет сделать выводы о совершенствовании этой области воспитания.
2. Поурочное планирование
Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте:
- определить цель урока;
- отобрать необходимый и достаточный музыкальный материал с учетом темы, цели урока и в соответствии с принципом целостности;
- структурировать последовательность различных видов деятельности детей;
- определить объем времени для каждого этапа (раздела) урока;
- сформулировать комплекс задач к каждому этапу (разделу) урока;
- подобрать адекватные теме, целям, задачам методы, приемы работы;
- продумать ход урока, прогнозируя возможные ответы детей в проблемных ситуациях и т.д.
Известно, что процесс планирование проходит три этапа: анализ – прогноз – план. Для анализа ситуации, в которой будет проходить урок, необходимо учесть ряд факторов, которые способны повлиять на эффективность урока. Выявив таковые, необходимо запланировать урок таким образом, чтобы учесть их. К таким факторам могут быть отнесены:
- ведущие мотивы, интерес детей к предмету;
- насколько тема предстоящего урока может заинтересовать детей;
- степень развития музыкального восприятия школьников, их музыкальных способностей;
- сформированность «умения учиться» (заниматься на уроках музыки);
- работоспособность класса в связи с: днем недели, порядковым расположением урока, с предыдущим уроком, с расположением в структуре четверти (начало, середина, конец;
- реальность освоения всего объема работы конкретным классом;
- характер внимания детей;
- дисциплинированность;
- жизненный опыт школьников;
-активность детей;
- развитость творческих способностей и умений;
- уровень знаний, умений, навыков;
- музыкальные предпочтения;
- реальные возможности учителя;
- наличие оборудования, методических пособий и т.д.
Оформляться план может по-разному. Это может быть развернутый план-конспект, или опорный конспект. Сама схема плана может быть вариативной. Однако в любом случае план должен отражать все основные составляющие урока (тема, цель, задачи, музыкальный материал, оборудование, время, конкретные методы и приемы работы).
3. Структурные модели уроков музыки
Урок музыки – урок искусства, а профессиональная деятельность учителя музыки и учебная деятельность школьников – деятельность художественно-творческая. Следовательно, урок должен строиться по законам художественного творчества. При этом особое внимание следует уделить конструированию и общению.
Урок-образ является ведущим типом любого урока музыки, который при этом может одновременно быть уроком творчества, коллекцией, путешествием, исследованием, кроссвордом, концертом, введения в тему, углубления темы и др.
В контексте сценарно-драматургического метода (Н.А. Рыбакова) любой урок музыки должен рассматриваться как развертывание определенного художественного образа, имеющего соответствующие сценарий и драматургию.
Для того чтобы создать сценарий урока-образа, на наш взгляд, необходимо исходить из представлений о художественном образе, каждый из структурных элементов которого по-своему отражается в логике разработки урока.
Художественный образ состоит из содержания (тема, идея, оценка автора) и формы (композиционное построение, комплекс выразительных средств). Тема соотносится с темой урока, идея равна ведущей его цели как определенному стержню урока, его основной художественно-педагогической идее. Наиболее «индивидуальный» компонент – оценка автора. В плане создания сценария урока, автором которого является учитель, она означает его собственное ценностное отношение к содержанию урока в целом, которое непосредственно отражает личностные художественно-творческие ценности педагога.
Тема, идея и оценка автора (учителя) составляют неделимую основу для создания сценария урока, которая требует соответствующих адекватных средств и способов воплощения, то есть определенной формы.
В первую очередь, это композиционное построение, своего рода структурная модель урока. Поскольку урок музыки развертывается как развивающийся художественный образ, его построение должно быть аналогично какой-либо форме музыкального или литературного произведения. В зависимости от содержания урока, педагог может избрать одночастную, двухчастную, трехчастную форму, форму рондо, вариаций или сонатного аллегро, между частями которой устанавливаются логические и художественно-смысловые связи.
Кроме того, в основу построения сценария может быть положена структура литературного произведения, включающая последовательность таких основных частей как пролог, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Контроль и оценка.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 12991;