Внеклассная и внешкольная музыкальная работа с учащимися.
Внеклассная работа. Ю.Б.Алиев относит постановку музыкального спектакля ккружковым организационным формам проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы (наряду с фольклорным ансамблем, эстрадным ансамблем и др.). Кроме того, он выделяет такиемассовыеформы, как праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев, музыкальных абонементов, просмотр экранизаций опер и балетов.
Целью организации музыкального и кукольного театров должно, по мнению Ю.Б. Алиева, стать развитие эстетических творческих способностей детей. Для младших школьников это особенно интересный вид творческой деятельности. Предпосылками успешных занятий детей младшего школьного возраста музыкальным и кукольным театром являются: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно-образный характер детского мышления, предрасположенность младших школьников к творчеству во всех его проявлениях. Занятия в музыкальном театре способствуют формированию навыков владения средствами театральной выразительности, воспитанию художественного вкуса детей, интереса к театральному искусству, развитию активного восприятия музыки посредством музыкального театра, психических процессов – внимания,воображения, эмоциональной сферы.
Фольклорный ансамбль является одним из важных направлений современной педагогики в освоении детьми фольклорного наследия в виду значимости осознания своих «корней» и первоистоков как исторической памяти. Синкретическая сущность музыкального фольклора обусловливает при участии детей в фольклорных ансамблях различные виды занятий: слушание, пение, игра на инструментах русского народного оркестра, импровизация. Желательно участие в занятиях и выступлениях детского фольклорного ансамбля взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек), в этом смысле русская народная песня всегда служила естественной связью поколений.
Воображение младших школьников развивается на занятиях фольклорного ансамбля в направлении освоения народной культуры как воссоздания среды бытования русских народных песен. Для создания у детей реальных представлений о звуковой сфере народной музыки очень важны встречи с носителями народной культуры, экскурсии, занятия, праздники.
Праздникиявляются яркими событиями в жизни детской школы искусств. Это центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Музыка – ведущий компонент праздника, она соединяет в себе все другие виды искусства (изобразительную деятельность, художественное слово, танец), создает определенный настрой, в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, 8 марта), а могут иметь более общую тематику (праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни и т.д.).
Праздники поддерживают интерес учащихся к музыкальному обучению, дают возможность практического применения исполнительских умений и навыков. Воображение детей нередко получает определенный стимул к развитию, когда они участвуют в красочном действе, наблюдают за выступлениями своих товарищей и педагогов.
Предложенные Ю.Б.Алиевым формы организации музыкальных занятий во внеурочное время могут использоваться преподавателями ДШИ. Они будут способствовать развитию воображения младших школьников при условии разнообразия содержания внеклассных мероприятий, подбора художественный материала высокого качества и показывать его в отличном исполнении, повышения занимательности содержания внеклассного мероприятия, новизны его элементов.
Известный методист А.Н. Зимина считает, что умения, полученные на музыкальных занятиях, «обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грампластинки, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием»27.
Методические рекомендации А.Н. Зиминой адресованы, в первую очередь, музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений. Тем не менее, многие формы организации музыкальной деятельности детей, предложенные ей, можно применять и в работе с учащимися младших классов.
Так, игра продолжает оставаться одним из основных видов деятельности младших школьников вне занятий. Например, разучивание вокальных номеров для будущего музыкального спектакля целесообразно осуществлять в игровой форме. Дети могут сами рисовать и распространять «билеты», учить «публику», в какие моменты нужно внимательно слушать, а когда аплодировать, некоторые из них выступают в роли конферансье.
Хорошо зная план воспитательной работы школы, преподаватель может планировать занятия с учетом проводимых мероприятий. Например, незадолго до прогулки в весенний лес дети прослушивают «Подснежник» и «Песню жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года» П.Чайковского, разучивают русский хоровод «Земелюшка-чернозем», украинскую песню «Веснянка».
Вечера развлечений могут сыграть важную роль в развитии воображения младших школьников, так как:
учащиеся знакомятся с различными видами искусств (музыкальным, изобразительным, элементами театрального) и литературой, их лучшими образцами;
вечера развлечений способствуют пробуждению положительных эмоций;
дети и взрослые сотрудничают в процессе творческой деятельности, в результате чего возникает взаимное доверие, понимание, симпатия;
каждый ребенок получает возможность проявить свою индивидуальность, раскрыть художественно-творческий потенциал.
Вечера развлечений могут быть организованы для детей взрослыми либо проводиться силами самих детей при участии педагогов и родителей.
А.Н. Зимина предлагает следующие формы вечеров развлечений: концерт, кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценических планшетах, на открытых и закрытых тростях), теневой театр, театр теней, настольный театр игрушки (плоскостной и объемной), театр пяти пальчиков, инсценирование на фланелеграфе, инсценирование сказок (стихотворений, музыкальных произведений), празднование дня рождения детей, вечера спортивных игр и развлечений, слушание радиопередач (просмотр телепередач и диафильмов), вечера игр, забав и аттракционов, вечера детской самодеятельности, театрализованные представления. Инструментальная и вокальная музыка занимает большое место на вечерах развлечений. Сопровождая действия детей, она эмоционально углубляет создаваемые ими образы, помогает активизировать всех участников – и «актеров», и «зрителей», а в дальнейшем естественно входит в повседневную жизнь детей, становится им близкой и любимой. Музыкальные вечера развлечений целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц, чтобы не выработать у детей представления, будто без музыкального фона «и отдохнуть нельзя». Музыка может играть ведущую роль в музыкальных спектаклях, может являться только эпизодом вечера (теневой, кукольный театр, день рождения, вечер шуток, спортивных развлечений).
Просмотр экранизаций опер и балетовособо выделяли в свое время В.Н. Шацкая и Д.Б. Кабалевский. В современной ситуации близким ей по сути является проведение с детьми музыкально-дидактических игр типа «Идем в концертный зал». Как и в любой игре, дети предварительно распределяют роли – слушателей, билетеров, контролеров, рабочих по сцене. В роли музыковеда выступает один из преподавателей. Исполнителями могут быть как педагоги, так и учащиеся, их родители.
Разновидность музыкальных абонементов – музыкальные гостиные. Кроме музыкальной программы, «гостиная» включает обмен впечатлениями за чашкой чая.
Тот факт, что воображение играет исключительную роль в творчестве, подтверждают такие выдающиеся педагоги-музыканты, как Б.В. Асафьев, Б.Л. Яворский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина и другие.
С полной справедливостью многие авторы, и в том числе Б.В. Асафьев28, указывают на то, что корни творческого комбинирования могут быть замечены еще в играх животных, а игра животного очень часто представляет собой продукт двигательного воображения. Однако эти начатки творческого воображения у животных не могли получить в условиях их жизни сколько-нибудь прочного и крепкого развития, и только человек развил эту форму деятельности до ее настоящей высоты. Творчество способствует более глубокому освоению музыкального материала и развитию музыкальности детей29.
В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Творчество младших школьников связано с умением оперировать своими музыкально-слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в новых условиях, разных видах музыкальной деятельности. Процесс музыкального познания в атмосфере творчества приобретает развивающий характер. Детское творчество в процессе постановки музыкального спектакля представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
Согласно мнению большинства педагогов-музыкантов, творческое начало у младших школьников может проявляться в пении простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной инициативе, в сочинении мелодии на предложенный текст, в воспроизведении (голосом, на металлофоне) несложных мотивов разного характера (в жанре марша, польки, вальса); в выразительных движениях под музыку, передающих различные настроения произведений, в создании ритмического сопровождения к пьесам для слушания музыки, в оценочных суждениях об услышанной музыке; в осмысленном исполнении песен с элементами собственной интерпретации.
В процессе подготовки учащихся к творчеству, считает Н.А. Ветлугина, прослеживаются три взаимосвязанных направления.
Первое из них - обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Так, например, развитие воображения, сочинение сказок, стихотворений, разыгрывание народных обрядов, героев книг, повадок зверей и т. п. создает основу для проведения той или иной музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, способствует развитию подлинно творческого воображения, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
Второе направление знакомит ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но вместе с тем контрастные по настроению. Даются образцы музыкального творчества, например сочинения ритмического вступления и т.д. (на основе разучиваемого в классе материала).
Третье направление предусматривает овладение способами творческих действий, умением использовать приемы создания фантазийных образов. Вначале их показывает сам педагог: после совместного анализа песни (одного из номеров будущего спектакля) он обсуждает с детьми план ее исполнения, аргументирует целесообразность того или иного творческого решения. На примерах хорошо знакомых песен он объясняет и дает почувствовать учащимся, как сочетание одних и тех же ступеней лада позволяет создать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от совокупности средств музыкальной выразительности. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут «сочинять» сами.
Подготовка учащихся к творческой деятельности имеет большое значение. Например, чтобы придумать варианты напева, они должны обладать достаточным интонационно-ритмическим опытом, который формируется постепенно и в определенной последовательности; понимать, какие комбинации элементов мелодии возможны. Поэтому решению подобных заданий должно предшествовать освоение поэтического текста, его ритмической структуры, строения мелодии.
Литература
1. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.
2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.
3. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.
4. Сельченок К.В. Тайная миссия музыки // Психология художественного творчества / Сост. К.В.Сельченок. – Минск, 2003
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 2653;