От внешкольного воспитания — к дополнительному образованию детей.

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств

Большой вклад в организацию внешкольной работы был внесён деятельностью А.С. Макаренко и таких его сподвижников как руководитель всей клубной работы в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского Заслуженный учитель РСФСР В.Н. Терский. Особенностью их подхода было то, что у Макаренко считали, что «человек не воспитывается по частям» (т.е. на отдельных предметах, кружках, секциях и т.д.) и на деле стремились осуществить целостное воспитание и обучение молодёжи. Содержание и существенные особенности их подхода в постановке внеклассной деятельности было достаточно подробно отражено в книгах В.Н. Терского, в т.ч. переиздававшихся в ГДР и Венгрии.

В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Попытки создания большинства альтернативных молодёжных структур рано или поздно подавлялись, даже при достижении ими весьма высоких показателей в воспитании молодёжи и самообеспечении организации по затратам, о чём свидетельствует, к примеру, педагогический опыт В.А. Ерёмина. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звёзды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год — год 90-летия русской системы дополнительного образования детей.

Внешкольная работа (дополнительное образование детей) - составная часть системы образования детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель ДОД - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. ДОД способствует реализации социальной и досуговой функции свободного времени, позволяет детям использовать его с максимальной пользой, сочетая досуг с развлечениями, праздником, творчеством. ДОД органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой, воспитательной работой по месту жительства.

Основные виды учреждений ДОД: Центры (комплексы) дополнительного обра­зования, творческого развития, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский оздоровительно-образовательный, профильные ­экологический, детского и юношеского туризма и т. д.; дома (дворцы) детского творчества; учащейся молодёжи, профильные - юных натуралистов, техников, туристов, эстетического воспитания, культуры (искусств) и т. д.; клубы, Детские студии (по различным видам искусств), Станции (юных натуралистов, детского технического твор­чества и т. д.), Детские парки, Школы (в различных областях науки и техники, по видам искусств, детско-юношеские спортивные), Музеи (детского творчества, литературы и искусства), Детские оздоровительно-образовательные лагеря. В учреждениях ДОД работают педагоги и специалисты с высшим или средним профессиональным образованием.

В учреждениях ДОД создаются различные одновозрастные и разновозрастные объединения учащихся (кружки, секции, студии, ансамбли и др.), а в каникулярное время открываются лагеря, туристские базы.

Занятия проводятся по комплексным, интегрированным, вариантным, разно­уровневым, практико-ориентированным программам, многие из них являются авторскими, разработанными педагогами-практиками.

Клуб любителей музыки - одна из распространенных в настоящее время форм внеклассной и внешкольной работы. Музыкальное сообщество клубного типа отвечает потребности учащихся, прежде всего подросткового и старшего школьного возраста, в свободном, неформальном общении на интересующие их музыкальные темы.

В современных социокультурных условиях речь идет о возрождении музыкальных клубов по интересам, деятельностью которых руководят сами учащиеся, которые, по мнению большинства членов клуба, достойны того, чтобы его возглавлять. Педагог-музыкант лишь помогает школьникам в постижении сущности и особенностей клубной деятельности, нахождении привлекательных для них форм работы и создании максимально благоприятных условий для раскрытия и реализации в совместной музыкальной деятельности творческого потенциала каждого ребенка, доказавшего своими практическими делами желание и готовность быть активным членом клубного объединения.

Хорошо известно, однако, что из огромного мира музыки многие школьники выбирают исключительно образцы молодежной музыкальной субкультуры. Принимая во внимание гипертрофированное увлечение подростков и юношества прежде всего поп-музыкой, педагоги-музыканты стремятся направить работу клубного объединения учащихся таким образом, чтобы максимально стимулировать развитие познавательных интересов школьников, сохранив при этом неформальный характер общения как членов клуба, так и своего общения с учащимися.

При организации клубной работы Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева рекомендуют предусматривать:

- новизну и привлекательность для учащихся предлагаемого музыкального материала;

- обсуждение направлений, течений, новинок в сфере молодежной музыкальной субкультуры;

- освещение музыкальных знаний учащихся в новом ракурсе;

- активное применение музыкальных знаний школьников в различных видах их музыкальной деятельности;

- проблемность изложения материала;

- широкое внедрение дискуссионных форм в содержание клубной работы;

- использование игровых, в том числе театрализованных, форм деятельности;

- раскрытие практической значимости для участников клуба приобретаемых ими музыкальных знаний и умений, опыта музыкально-творческой деятельности;

- многообразие форм самостоятельной работы учащихся.

Педагог-музыкант И.А. Лыпа включает в программу дискуссионного клуба такие блоки, как «Проблемы современной музыки» (темы «Современная музыка: какая она есть и какой ей быть?», «Свет и тени рок-музыки», «Барды: кто они? Что такое авторская песня и авторское исполнение?», «Образ человека в современной музыке. Какой он?»); «Музыка в системе искусств» (темы «Цветовое видение музыки: реальность или фантастика?», «Музыка и слово – ветви одного звукового потока?», «Проблемы музыки театра и кино. В чем они?») и др.

Большой интерес у школьников вызывает проведение заседаний клуба по типу телепередач «Музыкальный ринг», «КВН», «Что? Где? Когда?».

Участие в музыкальном клубе побуждает учащихся к самообразованию.

Детская филармония (филармония школьника) - одна из форм музыкально­-просветительской работы среди учащихся, основывающаяся главным образом на базе краевых, областных, городских филармоний. Здесь, как правило, в рамках «Детского отдела» планируется репертуар и подбираются исполнители, которые выступают в учреждениях общеобразовательного типа. Однако «Детская филармония» может существовать и на базе других организаций: музыкально-педагогических факультетов педагогических университетов и университетов культуры и искусств, разного рода училищ и даже общеобразовательных школ.

Основной формой работы детских филармоний является проведение тематических концертов, лекций-концертов. Исполнители - преподаватели и студенты учебных заведений, учителя музыки, учащиеся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Таким образом, подобного рода организация, государственная или общественная, ­прежде всего концертная.

Исполнители-участники концертов разделяются обычно на две, а то и три группы: для малышей, подростков и старших школьников. Филармонии заранее составляют абонементы, предназначенные для детей того или иного возраста и по степени подготовленности юной аудитории. При этом абонементы каждого последующего года, как правило, исключают повтор в своем содержании.

В настоящее время в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования действуют детские оркестры различных видов народных инструментов, духовые, симфонические.

Работа с оркестром является одним из самых сложных направлений в деятельности педагога-музыканта. Руководители детских оркестров в своей работе уделяют внимание установлению содержательных взаимосвязей между инструментальным музицированием на уроках музыки и на занятиях оркестра. Так, например, по мнению А.А. Бороздинова, этому способствует:

- введение инструментального музицирования в уроки музыки начиная с 1-го класса, для ознакомления с этим видом музыкально-исполнительской деятельности всех первоклассников, в том числе тех, кто не имел такого опыта до школы. Заинтересовавшись игрой на простейших музыкальных инструментах, многие из них захотят попробовать поиграть и на других, более сложных инструментах;

- использование на занятиях школьного оркестра произведений из школьной

программы по музыке, по которой работает учитель;

- изучение на уроках музыки и оркестровых занятиях одних и тех же ладоинтонационных комплексов, но с разной степенью проработки; введение в занятия школьного оркестра различных видов музыкальной деятельности и некоторых методических приемов, используемых на уроках музыки, в том числе слушание оркестровых и хоровых сочинений, пропева­ние разучиваемого музыкального материала, импровизирование, игру по но­там и по слуху, выполнение музыкально-творческих заданий, использование относительной и абсолютной сольмизаций, ручных знаков и некоторых дру­гих.

Детская музыкальная студия (преимущественно хоровая), как правило, это внешкольное музыкальное учебное заведение (хотя студия может существовать и в стенах общеобразовательной школы), сочетающее в себе учебную, исполнительскую и воспитательную работу.

Г.А. Струве, основатель детской хоровой студии (1958 г.), выделяет следующие признаки студийности:

1. Хоровые ступени - это наличие, как минимум, двух хоровых коллективов ­- младшего и старшего.

2. Хоровые классы - это объединение учащихся в классах общеобразовательной школы. Все учащиеся-студийцы включаются в один класс соответственно той или другой ступени. При этом обычно в 1-м и 2-м классах одно хоровое занятие со студийцами проходит в .общеобразовательной школе, другое - в студии. Следует подчеркнуть, что этот «признак студийности» имеет место лишь в студиях, созданных на базе общеобразовательных школ.

3. Хоровые лагеря - это летние лагеря, в которых проводится каждодневная музыкальная работа (один или два раза в день по 1,5 часа). Именно в хоровых лагерях обычно разучивается большая часть репертуара студии, осуществляется сплочение коллектива, подготовка и перевод кандидатов в старший хор.

В лагерях проводится работа по укреплению здоровья ребят, находящихся круглые сутки на свежем воздухе, как правило, в лесу, на речке, с включением в режим дня купания, участия в разнообразных спортивных играх и т.п.

4. «Хоровые прививкu» (термин Г.А. Струве) - это совместные занятия опытных хористов с менее опытными в следующих разновидностях:

а) «Хоровая прививка», осуществляемая в процессе совместных занятий двух хоровых коллективов, в результате чего более опытный хор в процессе совместных занятий за короткий срок значительно повышает уровень менее опытного хора.

б) «Хоровая прививка» в сводном хоре подразумевает участие нескольких коллективов, среди которых имеется более подвинутый, оказывающий положительное влияние на все остальные, например, демонстрацией «эталонного» звучания как отдельных партий, так и всего произведения.

5. Хоровая эстафета - это шефская работа старших студийцев с младшими (наставничество), включающая в себя разучивание слов, той или иной партии, обучение разного рода вокально-хоровым навыкам. Такая работа воспитывает в студийцах заботу о младших ребятах, формирует педагогические умения и навыки, проявление творческой инициативы, самостоятельности, сохранение традиций коллектива.

Детская музыкальная школа, детская школа искусств сегодня существуют повсеместно. Они создаются не только в городах (в Москве, к примеру, их больше ста), но и в сельской местности. Музыкальное образование в детских музыкальных школах и детских школах искусств может иметь различную направленность: либо на общую подготовку в области инструментального (вокального) музицирования, либо на подго­товку повышенного уровня: 1) музыкальное исполнительство (инструментальное исполнительство, сольное пение); 2) хоровое пение; 3) теория музыки.

Школы рассчитаны на семилетний или пятилетний срок обучения (в последнем случае по сокращенной программе). После окончания детской музыкальной школы учащимся, желающим продолжить музыкальное образование с целью подготовки к дальнейшей профессиональной музыкальной деятельности, предоставляется возможность заниматься дополнительно по углубленной программе обучения в течение гола.

Содержание и организацию учебного процесса в детских музыкальных школах, школах искусств определяют примерные программы по дисциплинам и учебные планы, утвержденные Министерством культуры РФ.

Детские музыкальные театры существуют сегодня в нашей стране в двух основных видах. Это профессиональные детские музыкальные театры, имеющие статус государственного учреждения (примером служит знаменитый на весь мир Детский государственный академический музыкальный театр имени Н. И. Сац (Москва), в котором ставятся как оперы, так и балеты). Получили широкое распространение и любительские детские музыкальные театры, которые создаются при детских музыкальных школах, Домах детского творчества, в рамках общеобразовательных школ и других общеобразовательных учебных заведений и учреждений дополнительного образования.

Различают две разновидности любительских детских музыкальных театров в зависимости от основной направленности их деятельности:

самодеятельный детский музыкальный театр, в работе которого принимают участие все желающие и целью которого становится общее развитие ребенка с помощью театрального искусства;

профессионально ориентированный детский музыкальный театр, нацеленный на поиск, отбор наиболее талантливых, одаренных детей и их подготовку как будущих артистов профессионального музыкального театра.

При создании детского любительского музыкального театра, определении содержания и организации его работы большую помощь педагогам-музыкантам способны оказать программы по театрально-творческому воспитанию детей, разработанные специалистами в области театральной педагогики. Сред них выделим две программы: Т. Г. Пени и Е. П. Ершовой.

Музыкальные фестивали, конкурсыявляются широко распространенными формами популяризации творческих достижений детей в области музыкального искусства. В их числе - фестивали, посвященные различным видам детского музыкального творчества, конкурсы по отдельным исполнительским направлениям, а также музыкально-композиционному творчеству.

Разнообразные по своей направленности, форме проведения и масштабности, такие фестивали, конкурсы могут проводиться в рамках общеобразовательного учебного заведения, учреждения дополнительного образования. Они могут проводиться и на городском, региональном, республиканском, международном уровнях.

Отличие фестиваля от конкурса, как правило, состоит в том, что на фестивале происходит демонстрация творческих достижений коллективов и отдельных участников, проходящая как некий праздник музыки, праздник музыкально-творческих результатов проведенной работы в области искусства. Конкурс же предполагает творческое состязание, в результате которого выявляются лучшие, определяются победители.

Литература

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. - М.: ВЛАДОС, 2004. -с.65

2. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2000.- с.37

3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2002 - с.32-34.

4. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

5. Романов А.П. Детские и подростковые клубы в системе общественного воспитания в СССР.-М., 1990. С.20

 








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 2029;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.017 сек.