Б. Асафьев резко протестует против распространения музыки, ведущей к снижению этического отношения к жизни, уводящей от высоких идеалов искусства.
Группа статей (семь) середины 20-х гг. посвящена вопросам музыкального воспитания в общеобразовательной школе. В 1926 г. Выходит сборник «Вопросы музыки в школе». Все статьи Б.В. Асафьева пронизаны убеждением огромной важности музыкального воспитания школьников, уровня художественного восприятия музыки. Перенесение основного акцента с обучения учащихся отдельным профессиональным навыкам на развитие у них широкого эстетического восприятия явлений музыкального искусства, понимания их глубокой социальной значимости. Музыка, по мнению Асафьева, - «искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».
Статья «Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки» связана с его исследованием «Музыкальная форма как процесс» (книга первая). Акцентируя метод наблюдения, а не обучения, Асафьев даже доходит до крайнего лозунга: «в сторону от профессионализма!» ( С. 59). Говорит о необходимости стимулирования развития у детей музыкально-творческой реакции на услышанное, вплоть до начальных навыков сочинения музыки.
Асафьев подчеркивает те качества, которыми должен обладать сам музыкант – руководитель в школе: не быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом … Главное же он должен знать музыкальную литературу, то есть музыкальные произведения в возможно большем количестве…
Концепция Б.Л. Яворского. Яворский – один из самых значительных деятелей культуры, оказавший мощное воздействие на русскую музыкальную культуру первой половины ХХ века. Достижения Яворского - в сфере изучения лада, гармонии, основ музыкальной речи и формы. Сегодня концепция Яворского привлекает внимание исследователей, получая развитие в их работах. Современный взгляд – рассмотрение исследования Яворского как междисциплинарное знание: гипотеза о связи звукового тяготения с силой земного притяжения; связи музыки с физикой, а ладового тяготения – со всемирным. Центр концепции Яворского – идея звукового («слухового») тяготения. Эту идею Яворский развил уже в ранней «теории ладового ритма» - образце системного подхода.
Суть теории Яворского. Слуховое тяготение, «управляющее развертыванием звуковой конструкции во времени», объединяет все уровни формы (от микроструктур до музыкального произведения в целом).
Слуховое тяготение – как реакция на звуковое раздражение (наиболее раздражает слух тритон), его результат – разрешение «вовнутрь» и «вовне».
Внутреннее ухо человека – орган восприятия звуков и орган, управляющий равновесием тела.
Основа всей системы – образование «симметричной системы».
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 546;