О введении и использовании релятивной сольмизации;
О пентатонике как отправной точке и важнейшей основе розного музыкального языка венгерского ребенка.
Обращается к опыту английских музыкантов-педагогов: успешное проведение полноценного массового музыкального образования возможно только с помощью релятивной сольмизации.
Выраженная при помощи сольмизации тональность придает нотной записи наглядный смысл; становится более понятной музыкальная структура.
З. Кодай поднимает вопрос о важности многоголосного пения.
З. Кодай разрабатывает 4 положения о занятиях по сольфеджио:
Только активная музыкальная деятельность, только практика музицирования может стать основой музыкального воспитания и способна привести к подлинному переживанию-пониманию музыки.
2. Единственным «инструментом» для музицирования, который доступен каждому, является человеческий голос.
Только коллективное пение, т.е. хор, может привести ко всеобщему музицированию, к совместному музыкальному переживанию и к чувству человеческой общности.
Ничто другое, кроме пения, не способно развить относительный звуковысотный слух, являющийся фундаментом музыкальности.
Обучать детей на инструменте нужно тогда, когда они научатся читать ноты. Инструментальному обучению предшествует подготовительный год, на протяжении которого дети познают основы чтения нот и, обучаясь пению, развивают музыкальный слух и чувство ритма.
З. Кодай рассматривает народную песню как родной музыкальный язык ребенка, которым он должен овладеть в раннем возрасте. Его методологические принципы музыкального обучения опирались на венгерскую народную песню.
Метод обучения не должен вступать в противоречие с учебным материалом, а должен способствовать более глубокому его пониманию.
Овладение ритмическими знаниями начинается с шагов и ходьбы, чтобы дать таким путем ребенку возможность ощутить равномерность тактовых долей, что ведет к знакомству с четвертями и восьмыми нотами.
Выученные по слуху песни, равномерные хлопки и ходьба в ритме выученной песни, пение с текстом – первые шаги на пути знакомства с музыкой. Дети 3-5 лет с легкостью прохлопывают встречающиеся в песнях короткие ритмические мотивы в размере 2/4.
Метод З. Кодая исходит из понимания необходимости осознанно ориентировать музыкальное обучение на психологические особенности того или иного возраста, а также – и на этом делается серьезный упор – из понимания того, сколь важно начинать музыкальное воспитание возможно раньше. Начальные занятия музыкой проводить в игровой форме, постепенно усложняя их. Музыкальное обучение всегда должно опираться на реально звучащую музыку, на песни, которые поются, на индивидуальные переживания и активное музицирование. Так изучаемое перестает быть только интеллектульно познаваемым учебным материалом или чем-то усваиваемым в одних лишь словесных формулировках, а превращается в неизгладимое переживание, во встречу с искусством. Детям должна преподноситься «музыкальная пища» высокохудожественного качества.
Выводы:
З. Кодай придавал исключительное значение венгерской народной песне, пению, которое должно обеспечить ведущую роль внутреннего слуха в музыкальной деятельности (в процессе инструментальной деятельности через сольфеджио).
Пение, голос должны включить всех в активную музыкальную жизнь, а только это может привести к развитию музыкальной культуры. Пение ведет к этому лишь в том случае, если благодаря ему ученик всем нутром своим сблизится с музыкой и если путь, избранный педагогом, ведет к познанию истинных произведений, шедевров музыкальной культуры.
В начале 50-х гг. по планам З. Кодая возникла школа нового типа – общеобразовательная школа с расширенным обучением музыке (ежедневные уроки пения и музыки в течение 8 лет обучения). Цель школ этого типа – придать музыке такое же значение, как и другим общеобразовательным предметам. Эти школы призваны воспитывать как музыкально образованную публику, так и будущих музыкантов-профессионалов. Учили читать и записывать музыку, развивать музыкальные способности, сольмизации по релятивной системе, (свободное чтение нот), знание скрипичного ключа и названия нот, пение по памяти (80 народных песен с текстами), чтение с листа пентатонических мелодий, музыкальные диктанты. В программу включено одновременно развитие ритмического и мелодического восприятия различными способами. Это - прохлопывание мелодий, ритмов, остинато, двухголосное пение при помощи ручных знаков, полифоническое и голофонное двухголосие, игра на музыкальном инструменте (предпочтительно струнном).
Основа педагогической концепции Кодая – музицирование, опирающееся на пение.
Система К. Орфа – одна из наиболее известных систем музыкального воспитания детей во всем мире. К.Орф разрабатывал свою систему на протяжении десятилетий. Ее результаты получили воплощение в работе «Шульверк», который был создан в середине ХХ в., вобрал в себя многие тенденции развития музыкальной культуры своего времени:
- стремление освободиться от самодовлеющего значения классической гармонии;
- поиск нового в хорошо забытом старом (фольклоре и музыке доклассического периода;
- интерес к тембровому колориту;
- приоритет ритмического начала;
- поиск утраченной культуры свободного импровизационного музицирования.
Главная идея концепции К. Орфа – идея «делания» творчества. К. Орф исходит из тезисов Песталоцци «каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» и Новалиса «мы познаем лишь постольку, поскольку сами делаем».
Немецкое слово «Shulwerk»: вторая часть слова происходит от слова «wirken» (действовать»), нацеливает на активное действие, сотворчество, собственное «формование» музыкального материала. Пьесы «Шульверка» созданы не для разучивания по нотам, а представляют собой модели, демонстрирующие последовательное усложнение музыкального материала и способ, который доступен детям для самостоятельного поиска мелодических и ритмических средств в работе с музыкальным материалом.
Элементарное музицирование посредством использования элементарных музыкальных инструментов. К. Орф исходит из того, что начинает с самого простейшего. Для него элементарное – это изначальное, но вовсе не примитивное. Элементарная музыка в простой форме может передавать «высокое» и «значительное». Она не является искусством второго ранга, она содержит в себе то, что ведет к более сложному и опирается на национально-народные истоки, музыкальные и речевые, но при этом не должна отождествляться с народной музыкой. Как замечал В. Келлер, музыкальный фольклор может быть элементарной музыкой, но не обязательно является таковой. В системе К. Орфа большое место отводится простым музыкальным средствам (хлопки, шлепки, притопы) и тем инструментам, которые обязаны им своим происхождением (прежде всего, ударным). К. Орф считает, что инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательным звуком, быть очень простыми, удобными для игры и не требовать серьезной выучки. Они должны без специальных передающих механизмов непосредственно подчиняться играющему (движениям рук и рта) и соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу.
Литература
1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М.-Л., 1948
2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
3. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 41-63.
4. Морозова С. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом наследии Б.Л. Яворского // Автореферат дис. … канд. педаг. наук. – М., 1982.
5. Орлова Е. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История, Становление. Сущность. – М.: Музыка, 1984. – 302 с.
6. Сени Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М.: Сов. композитор, 1983. – С. 64-139.
7. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа // Сост. Л.А. Баренбойм. – М., 1978.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 610;