Формы, базирующиеся на принципе контраста.
Тождество и контраст (в различных их разновидностях) Асафьев рассматривает как два основных музыкальных фактора, в своей совокупности и взаимосвязи являющихся основными элементами музыкального развития.
«Контрастность ощущается лишь при наличии элементов тождественных», - утверждает Асафьев (С. 127), авесь процесс формообразования в целом - это «диалектический процесс «с постоянным сосуществованием противоположностей» (С. 57).
Появление в 1930 г. книги Асафьева «Музыкальная форма как процесс» явилось важным событием в развитии советского музыкознания и советской музыкальной педагогики, положило начало борьбы со схоластикой в области анализа музыки, с господствующим метафизически-описательным методом, с канонизацией тех норм и формообразования, идущих из творчества венских классиков.
Для исследователя круг вопросов, связанных с массово-просветительской работой и музыкальным образованием, раскрывается сквозь призму его научно-исследовательской деятельности – обоснования интонационной специфики музыкального искусства (теории интонации), в частности, ее раздела, посвященного изучению закономерностей музыкального восприятия и воспитания музыкального слуха. Для Асафьева-публициста вопросы музыкального просвещения и образования являются ключевыми, как вопросы строительства и развития музыкальной культуры общества (воспитания эстетических вкусов и высоких потребностей народа). В своих статьях Асафьев рассматривает вопросы организации музыкально-просветительской работы среди широких масс, ее содержания и методики проведения, необходимости постоянной борьбы за высокохудожественный репертуар, борьбы с проникновением в «слуховое сознание» слушателей низкопробных музыкальных сочинений, подготовки лекторов-пропагандистов, роли в музыкальной пропаганде различных государственных учреждений. Особое значение Б.В. Асафьев придает вопросам организации и методике музыкального воспитания школьников, а также музыкально-профессионального обучения. Деятельность Асафьева направлена на воспитание активного, «осознанного» восприятия музыки. Эта проблема не утратила своей значимости и сегодня. В статьях 1918-1920 гг. актуализируется общая задача: через широкое развитие массового музыкального просвещения сделать лучшее в музыкальном искусстве прошлого и настоящего достоянием широких масс народа. В этой связи важным становится вопрос выявления новых возможностей для их активного участия в создании новой советской музыкальной культуры. Возможность решения этой задачи исследователь видит в максимальном сближении музыкантов-профессионалов «с массами, жаждущими музыки», в воспитании у народных масс сознания, что музыка – огромная сила, способная глубоко воздействовать на формирование человека и коллектива, в широком развитии музыкальной самодеятельности.
Б.В. Асафьев подчеркивает, что если слушатель воспримет «изнутри материал, которым оперирует музыка» (С. 18), то тогда «явнее почувствует он течение музыки вовне» (С. 18). Мысль об активизации слуха слушателя через различные формы исполнительства (путем самодеятельного участия в нем) доминирует в его работах.
В статье «Светлое веяние» актуализирует вопросы музыкального просветительства и музыкально-профессионального образования. В живом, конкретном постижении музыки прошлого Б. Асафьев видит путь к оздоровлению концертных программ, «к повышению уровня … музыкального сознания».
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 504;