ВЕДУЩИЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Концепция Б.В. Асафьева. Б.В. Асафьев – выдающийся ученый-музыковед, композитор, музыкальный просветитель. Его деятельность знаменовала новый этап в развитии отечественной музыкальной науки и практики. Асафьев – основоположник многих направлений музыкознания. Основная идея его книги – «Музыкальная форма как процесс» - проблема движения, которое обеспечивает событиями процесс становления музыки. Асафьев говорил: «понять форму музыкального произведения – это значит уяснить целесообразность продвижения воспринимаемого слухом потока звучания …».
Две книги Б.В. Асафьева о музыкальной форме созданы в различные периоды его научной деятельности (первая – в течение 1925 г., опубликована впервые в 1947 г., вторая – в период ленинградской блокады, дата окончания – 24.01.1942 г.). Замышлялась третья книга, которая предполагала осветить «вопросы формы и стиля как явлений интонации» - «Стиль и форма в их взаимодействии».
Первая книга – итог многолетней работы над вопросами интонационной специфики музыкального искусства, среди которых одно из главных мест занимал вопрос об особенностях интонационного становления музыкальной формы. Мысли о музыкальных формах «не как архитектонических «беззвучных» схемах а как закономерном процессе организации звучащего материала и его кристаллизации (С. 28) возникли у Асафьева в 1916-1917 гг.). В статьях «Процесс оформления звучащего вещества» (1923), «О современном русском музыкознании и его исторических задачах» (1925). Асафьев подходит к развитию своего учения о форме. Его работы 1925 г. направлены на выяснение и обоснование сущности самого понятия «интонация» (статьи «Основы музыкальной интонации»», «Речевая интонация»), (задумана как один из разделов общего исследования. Материал по обоснованию русской музыкальной интонации до 1965 г. оставался неизданным.
Как эволюционировала мысль Асафьева, видно из примера двух определений интонации. В работе «Обоснование русской музыкальной интонации» он пишет: «Итак, интонация – проявление звучания. Без интонирования и вне интонирования – музыки нет». В новом варианте работы «Основы музыкальной интонации» Асафьев дает следующую редакцию этого высказывания: «Итак, интонация – первостепенной важности фактор: осмысление звучания, а не просто констатирование отклонения от нормы (чистая или нечистая подача звука). Без интонирования и вне интонирования – музыки нет».
Исходя из избранного им принципа классификации музыкальных форм, Асафьев подразделяет их на две большие группы:
Формы, базирующиеся на принципе тождества;
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 648;